О власти, мешающей дружбе, попытались поговорить языком лубка

«Все литературные сочинения, какие есть на Земле, кроме документальной хроники, являются сказками. И «Анна Каренина» – тоже!» – убеждены в Пермском театре юного зрителя. Поэтому при выборе жанра для премьерного спектакля особо мудрствовать не стали, обозначив его просто – «сказка для взрослых и их детей». Из этой «расшифровки» сразу становится ясно, что «Золочёные лбы» Бориса Шергина – постановка всё-таки сначала для взрослых.

И эти взрослые должны быть готовы объяснить своему чаду, с чего это папа с мамой так заразительно хохочут в совсем, казалось бы, несмешных местах, и перевести непонятный поморский говор («Ну что ты мостиссе ко мне?»).

«У ПУШКИНА – ТОЛОКОННЫЙ, А У НАС – ЗОЛОЧЁНЫЙ…»

Борис Шергин (1893–1973) вошёл в литературу как певец Русского Севера. Его отец, потомственный мореход и корабельный мастер, передал сыну дар рассказчика и страсть ко всякому «художеству», мать, коренная архангелогородка, познакомила его с народной поэзией. Самобытный язык Шергина, в котором каждое слово – жемчужина, не спутаешь ни с чем. «Сказы Шергина с нашим Бажовым не сравнить, – размышляет художественный руководитель театра и режиссёр-постановщик спектакля, народный артист России Михаил Скоморохов. – У Бажова былинности много, а у Шергина побольше юмора, жизнеутверждающей силы, и, конечно, у него ирония и сарказм на любую власть идут первым номером. Но, прежде всего, этот спектакль – о дружбе, о которой, к сожалению, сегодня никто не пишет. Сказка о том, что когда эта дружба распадается, обеим сторонам становится плохо…»

Шергин как никто другой понимал, что сама форма сказов для Севера чрезвычайно актуальна. Ещё отец ему рассказывал, что те группы поморов, которые уходили в дальние плавания и не брали с собой сказителей, как правило, плохо кончали. Образ северной земли растворён почти в каждом произведении писателя. В Пермском ТЮЗе пошли ещё дальше, персонифицировав собирательный этнический образ в женский персонаж – Мать Северна Земля.

А вот название Шергина «Золочёные лбы» Михаил Скоморохов и второй режиссёр Александр Калашниченко менять не стали. «Помните, у Пушкина: «Идёт поп – толоконный лоб»? Двойной смысл, ирония содержится уже в самом названии сказки», – объясняет Михаил Юрьевич своё решение.

ЛАПТИ – ЭТО ВАМ НЕ КАБЛУКИ

В освоении диалектов актёрам театра, которые имели лишь теоретическое представление, что такое Белое море, очень помогла поездка на фестиваль в Архангельск. Когда «тюзяне» увидели воочию холодное море, над которым летит стая лебедей, то, по их словам, начали чувствовать Русский Север на физическом уровне. Там же ребята познакомились с местным фольклорным ансамблем. Все эти яркие воспоминания теперь вплетаются в рисунки ролей.

Костюмы к спектаклю были сделаны по принципу максимальной подлинности. По словам художника по костюмам Юрия Жаркова, искали крой и фактуры, которые могли присутствовать в северной одежде. Так возникла необходимость, чтобы реквизит, головные уборы и обувь были изготовлены народными мастерами. Такие нашлись в Кудымкаре – с театром этого города ТЮЗ дружит давно. В итоге по готовым эскизам умельцы изготовили лапти и женские головные уборы из бересты дивной красоты. «Самым сложным оказалось научиться в этих лаптях ходить!» – смеются актёры. Там же, в Кудымкаре, для «Лбов» соткали ручные кушаки, половики.

Но в настоящих, подлинных рубахах и портках в сказке щеголяют исключительно люди из народа. А вот вся наносная, лживая атрибутика власти обыграна через… бумагу! И если у Андерсена король голый, то здесь он – бумажный.

«КАРАВАЙ» – НА АМБРАЗУРУ!

Музыкальную часть спектакля доверили человеку с большим вкусом – Олегу Згогурину, художественному руководителю квартета «Каравай» пермской филармонии. И он не подкачал! Лейтмотивом – музыкальной темой всего спектакля – стала русская народная, очень старинная песня, хоть и не привязанная напрямую к северу, – «Погодушка». Сам Згогурин говорит, что она очень простая, безыскусная, без изысков. Тем неожиданнее, на контрасте с ней, звучат Свиридов и Дунаевский. Тут же ухо ловит привычные частушечные наигрыши. И вдруг… на сцене запиликал сотовый телефон! Это хулиганит балалайка-прима всё того же Згогурина. «А как мы ещё могли передать современному ребёнку привычный для него звук? – улыбаются выдумщики из «Каравая». – Юмор должен быть заложен уже в самом музыкальном оформлении спектакля, поставленном в духе народного лубка. Конечно, во время работы мы прослушали архангельские народные песни, но не остановились на одном этническом варианте. Может быть, композитор, который писал бы музыку специально для спектакля, и пошёл бы по этому пути. Но нам показалось, что музыка должна быть более современной и характерной…»

Музыкантам «Каравая» впервые за их «театральную карьеру» (яма театра кукол, фонограмма для спектакля ТЮЗа «Как Баба-Яга сына женила», музыкальное оформление спектакля «Чонкин») в «Золочёных лбах» доверили словесные роли. Олегу Згогурину пришлось произносить со сцены три фразы старого архангельского еврея – «зажиточного мужика».

«Для меня это – усложнённый вариант роли! – смеётся заслуженный артист России. – Плюс своеобразная языковая стилистика. Это не просто камень, это глыба! Мне проще сыграть сольный концерт. Но это небывалая честь – дождаться от Михал Юрьича ещё и текста! Жена Татьяна Куликова играет… мою жену – «зажиточну поселянку». Анна Тальникова – просто поселянку. Но самая «звёздная» роль – у Стаса Юнкинда: он – гармонист, баянист, герой-любовник, «ейный (царицы) хахаль Королёв». Мы всё время находимся в состоянии стресса. Скоморохов кинул нас на амбразуру. Он сидит в зале и говорит: «Дайте трагедию!» Мы судорожно соображаем, где её взять. А ему мало: «Дайте больше трагедии!» Начинаем подлаживать, прилаживать, приляпывать. И получается! Иногда Скоморохов нами закрывает чисто технологические бреши – надо поменять реквизит, мизансцены. А для нас играть стоя или на ходу – проблема, приходится как-то выходить из положения. Надо отдать Михал Юрьичу должное, он сразу знает, что ему нужно. Для меня это откровение. Ну, прочитал я стилизованную сказку, послушал её же в исполнении Леонова. А Скоморохов постоянно что-то там находит, вытаскивает из текста какие-то пласты и подпласты. Потрясающе!..»

Феномен «Золотых лбов» в том, что Борис Шергин берёт за основу очень глубинное фольклорное сознание. Но оно у писателя – не архаичное, не застывшее. Это коллективное бессознательное спокойно живёт и развивается и в наше время, включая в себя все современные достижения цивилизации. В Пермском ТЮЗе постарались сохранить эту самобытность певца Русского Севера. И судя по восторженным аплодисментам первых зрителей, это им вполне удалось.

 
По теме
Обращаем ваше внимание, что, согласно Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации", к категории "социальнно незащищенные граждане" относятся следующие лица:
Одна из улиц Мотовилихинского района будет носить имя Владимира Перепелицына - Министерство здравоохранения Общественный совет по топонимике г. Перми поддержал инициативу Городской клинической больницы №4 присвоить улице в одном из новых микрорайонов Мотовилихи имя хирурга Владимира Перепелицына (1946-2005).
Министерство здравоохранения
Экскурсия в ГБУЗ ПК «ПССМП» - Базовый медколледж 25 марта наших первокурсников специальности «Лечебное дело» открытыми дверями встретила Пермская станция скорой медицинской помощи.
Базовый медколледж
Театр-Театр - Новый Компаньон Спектакли покажут театры из Новоуральского, Красноярска, Чебоксар и Санкт-Петербурга   Театр-Театр В Перми начались гастроли Новоуральского театра музыки.
Новый Компаньон