Этот материал о фестивале KAMWA написан по горячим следам, и у нас пока нет никаких подсчитанных итогов — сколько было народу, больше ли, чем в прошлом году, меньше ли. Зато есть самые свежие впечатления, и дух «Камвы» ещё не выветрился из головы журналиста. На запястье белеет след от ленточки-вездехода: солнце жарило в последний день фестиваля и в два предыдущих тоже не сильно пряталось. Это одна из примет «Камвы» — личные, глубоко доверительные отношения её организаторов с уральской погодой, которая лучезарностью обычно не славится, но фестивалю благоволит. Как они договариваются, мы не знаем, но — договариваются. Да, в Хохловке опять была отличная погода. Все три дня…
Фото: Константин ДолгановскийКто-то уже и забыл, что KAMWA в Хохловке проходила не всегда: был в их сотрудничестве досадный перерыв. Кстати, когда KAMWA проходила в городе, погода не радовала.
Уже третий год, как фестиваль вернули на законное место. За эти три года создатели «Камвы» дотошно поработали над организацией фестивального быта. В общем и целом система отлажена, но какие-то совершенствования и дополнения есть каждый год. Да, сюда по-прежнему не пускают со спиртным — вот прямо сумки обыскивают, и правильно делают! Не представляем, что бы могла добавить пьяная публика к прозрачной гармонии этих дней.
Те, кто едет сюда не в первый раз, слегка мандражируют: повторится ли чудо, будет ли так же удивительно, как в прошлый раз? Столько же света, исходящего от людей, от места, от звука? Будем ли мы так же вибрировать под живую музыку или что-то сорвётся и энергия чуда исчерпается? Но всякий раз фестиваль наполняет нас новым духом. В этом году — очень гармоничным, даже спокойным.
На «Камве» все говорят об энергии — в разных смыслах. Думаем, энергию лета 2017-го кропотливо выстроил целый коллектив китайских мастеров цигуна и прочих восточных практик. Среди них — звёздный титулованный мастер Сю Линь из Тайан (дама, между прочим). К ним присоединились пермские учителя и пермские ученики: каждое утро в палаточном эколагере начиналось с гимнастики — вот все вместе и гармонизировали пространство. Это работа коллективная, как вы понимаете, и авторы фестиваля основательно её продумывают. Как верно заметила директор «Камвы» Наталия Шостина на открытии эколагеря: «KAMWA — это вы. Мы лишь рабочие сцены».
Победители конкурса «Этномодно» — семья ЛатышевыхФото: Константин Долгановский
Обширное племя «KAMWA пипл» в первый день фестиваля расположилось в эколагере, который на сей раз устроили прямо напротив входа в музей «Хохловка». Это, конечно, очень удобно: не нужно полчаса пилить с концерта до собственной палатки, но кто-то ностальгировал по старому месту, уютно окружённому лесом.
В эколагере давали место для палатки, давали саму палатку (если нужно), кормили вкусно в специальном шатре с двумя кафешками и раскачивали мир музыкой. Нам показалось, что самый классный концерт был именно для жителей эколагеря в первый фестивальный вечер.
Из концертной программы особенно запомнились ирландцы Kila, дуэт «Волга», болгарский электронщик Коттарашки и французская певица Туи Мамаки, певшая под его музыку.
Фото: Константин ДолгановскийНа самом деле список сильно усечённый — было много хороших музыкантов. А то ведь, случается, ведущий объявляет исполнителя, минут 10 бьётся в экстазе восторга, а музыкант, следующий за этим представлением, и одной сотой ваших только что подпитанных надежд не оправдывает.
Нет, тут всё было не так. Ирландцы настоящие, диковатые (мы о музыке, если что). Фронтмен группы Kila вообще какое-то невероятное создание — сейчас таких мужиков уже не делают. Заводил всю «Камву» живой музыкальной энергией, мужской харизмой, стучал в барабаны и даже бренчал бубенчиками на ноге. Парни рядом с ним и девушка со скрипкой не отставали, но фитиль к бомбе подносил именно солист. Публике не единожды напомнили, что Боно из U2 сказал про Kila: «Играют так, словно поджигают фитиль бомбы». Ну да, зажгли.
То, что делала Анжела Манукян из «Волги», называется как-то по-другому, но крышу сносит так же основательно. Представьте голос матери-земли, питающей силой каждого, и вспомните, что живёт она и мы все на ней — в Космосе. Вот так это и звучало.
Фото: Константин Долгановский
Потрясающая Туи Мамаки, невероятно драйвовые питерские парни из Samosad Bend, марийская фольклорная группа «Морама» (из той части программы, что называется «аутентика»). Марийцы, кстати, тоже про мужскую энергию, и даже очень высокого накала.
В этом году решили подкачать энергии ещё и словом — футуристическим. Громко и повсеместно, со сцены и на полянах, порой в самых неожиданных местах читали стихи Василия Каменского, прославленного пермского футуриста. Он был футуристом бодрым, солнцепоклонником и призывал радоваться и так, знаете, с нажимом, с энергией военной побудки. Жизнь, дескать, прекрасна, полундра! Радуйся! Солнцу — светить, шаго-о-ом марш! Очень было живенько, и, когда радоваться призывали детскими устами — да, проект называется «Дети Каменского», — верилось.
«Дети Каменского» стали лейтмотивом Праздника нового хлеба, который занял важное место в расписании третьего дня фестиваля. Это был не только традиционный для «Камвы» обряд с первым снопом-именинником, но и целый конкурс для профессионалов и любителей, пекущих хлеб по традиционным рецептам. Несколько команд и просто мастера-единоличники представляли свой хлеб, сопровождая это маленькими представлениями: пели, играли, читали стихи о хлебе. Жюри дегустировало и судило: победителем определили пермского мастера Игоря Вельдера (пекарня «Живой хлеб» с хлебами «Север» и «Юг»). Конечно, отметили не его одного — были и ещё призы.
«Звенидень! Звенидень!» Перфоманс «Дети КаменскогоФото: Константин Долгановский
Организаторы фестиваля настаивают на театре и перформансе во всём. Это не только бегство от скуки, но ещё и следование народной традиции, в которой любой праздник, любое событие глубоко театрально, драматично даже.
Вот, к примеру, фестиваль «Этномода». Не секрет, что, какие бы красивые коллекции ни показывали дизайнеры, всегда есть риск заснуть во время ...дцатого по счёту дефиле. Чтобы зрители не скучали и не засыпали, организаторы выбирали только сильные коллекции (13 из 38 заявленных) и сам показ был организован как инсценировка народного праздника. Кроме того, придумали конкурс «Этномодно» для публики: кто из зрителей самый стильный, живописный, этничный и эмоциональный.
Народ на «Камве» всегда выглядит очень и очень живописно. Собственно, это единственное место, где вы можете носить все свои самые рискованные и пёстрые наряды без риска выглядеть как городской сумасшедший. Богемный стиль даёт простор воображению, но жюри конкурса хотело не только пестроты, но и стиля, артистизма — как на фигурном катании.
Многие опасались, что застенчивая пермская публика не выдвинет из своих рядов достаточное число конкурсантов. Ещё как выдвинула! 30 костюмов соревновались за главный приз — поездку на теплоходе до Казани. Жюри можно только посочувствовать: было очень трудно выбирать. В итоге приз получило целое семейство в русских костюмах.
Фото: Константин ДолгановскийМужчин-зрителей на «Этномоде» было ничуть не меньше, чем женщин: приятно же смотреть на девушек, которые и выглядят как девушки, и причёсаны, и одеты, как девушки, — в традиционные, а значит, милые мужскому сердцу летящие юбки и платья.
Один из больших проектов «Камвы 2017», растянувшийся на два дня, — этнофутуристический перформанс «Птицы и люди», он же — «Люди и птицы» на второй день. Художник Юрий Лисовский придумал железных птиц, вдохновившись традиционными изображениями пермского звериного стиля и его символикой. Несколько железных каркасов были расставлены на площадке фестиваля, а зрителям предлагали обвязывать их ленточками, загадывая желания. Интересно, что ленточки делали из старой одежды, например, музыкантов, приехавших на «Камву», гостей, хозяев... Снятая с человеческого тела, она всё ещё хранит следы его прикосновений, духовную память о прошлом сосуществовании — ну да, всё ту же энергию. Это вам не стерильные магазинные ленты. Птицы — посланники верхнего, духовного мира, они летят в будущее, которое ответственно за «сбычу ваших мечт». Или несбычу. Тут важен урок второго дня перформанса, когда ленточками не обвязывали отдельных птиц, но соединяли их друг с другом, чтобы каждый из нас руками, умом, всей душой осознал всеобщую духовную связь и взаимную ответственность — за воплощение наших общих желаний.
Невозможно забыть про скульптуры ландшафтного дизайна, среди которых — рояль в кустах, сплетённый из ивовых веток художником Борисом Мокрополовым. Увы, клавиши были нарисованные, но это и к лучшему: как часто настоящие рояли, выставленные в общественных местах, становятся вечными исполнителями собачьего вальса, источником самой жуткой какофонии, способной разрушить гармонию любого пространства!
Фото: Константин ДолгановскийВ воздух запускали змеев, правда, с погодой штатные шаманы «Камвы» перестарались: не только солнышко выглянуло, но и ветер утих, так что огромного синего кита, привезённого московской командой Kite Universe, поднять не удалось. Но несколько небольших змеев удавалось поднять одновременно, так что они потом и парили вместе, как в синхронном воздушном плавании. Был и мастер-класс: публику учили нелёгкому искусству запускать змея и управлять им.
В самый жаркий день устроили ещё один арт-проект — «Летнее солнцестояние»: дети рисовали солнце, потом исполняли несложный ритуал, который взывал к светилу с единственной, но очень жаркой мольбой: ты только, пожалуйста, не уходи, свети! Кажется, заклинание сработало. Вообще, KAMWA, гордящаяся статусом семейного фестиваля, сделала для детей очень много: все что-то лепили, рисовали, танцевали и просто играли в специальном детском шатре.
Были на «Камве» и торговые ряды — целый «Город мастеров», и очень многое хотелось купить. Были шатры с лакомствами, все старались накормить публику не только повкуснее, но и поэкологичнее, полезнее. Много готовили вкусного вегетарианского… Аутентичность кухни тоже всячески приветствовалась. Публику за уши было не оттащить от «Шышыбара» — киоска с коми-пермяцкой национальной кухней.
Фото: Константин ДолгановскийВ эколагере все три дня продолжалась жизнь блаженная и отрешённая, и самым удивительным, что можно было увидеть в лагере, на фестивале и всех его концертах, были спокойные, весёлые, счастливые дети. Они об атмосфере фестиваля говорили всё. Вспомните, как редко малышня выглядит «цветами жизни», как часто ребёнок в общественном месте — вечный источник слёз, истерик, шума и недовольства, а на «Камве» все любовались свободными, довольными, счастливыми детьми.
Из неожиданностей фестиваля можно отметить приезд врио губернатора Максима Решетникова, который фестивальным движением в крае весьма интересуется, считает, что важность его — культурную, экономическую, всякую — переоценить невозможно. У территории должно быть своё лицо, свои бренды, свои сюжетные линии. Снова говорят о том, что молодёжь не должна уезжать из края, и тут одной экономикой не справишься: «Молодёжи важно ощущение жизни, культурного движения, важны смыслы». Об этом мы говорим уже много лет, и KAMWA, конечно, всегда добавляла смысла, резона оставаться жить здесь, в Перми, работать и прислушиваться к таинственным энергиям этого места, которые не отпускают.
Вероника Даль