Хорошо забытое новое

Фото: www.newsko.ru

Начиная пресс-показ новой выставки, арт-директор музея PERMM Наиля Аллахвердиева сказала, что  хотела бы, чтобы журналисты написали что-то вроде: «Объяснять, толковать ничего не  надо  — здесь и  так  всё понятно!»

Арт-директор музея современного искусства Наиля Аллахвердиева
Фото:  Сергей Федосеев

Действительно, редко когда в  PERMM, да  и  в  целом в  музеях современного искусства, бывают такие выставки, которые приятно и  интересно просто смотреть  — без  объяснений, а  здесь  — как  раз  такой случай. Все  три  этажа музея отданы знаменитым экспонатам из  постоянной коллекции музея, большинство из  них, во  всяком случае, самые известные, появились ещё на  выставке «Русское бедное» в  сентябре 2008 года. Нынче будет отмечаться 10-летие этого события, и  первая в  этом году выставка  — шаг  в  этом направлении, маркер того, что  год  юбилейный.

Самый примечательный в  этом отношении  — первый этаж, где  практически все  экспонаты знакомы чуть ли  не  каждому пермяку. Даже те, кто  в  своё время воевал с  «гельмановщиной», вспомнят их, как  родных.

«Открытая коллекция»: всё самое знаменитое
Фото:  Сергей Федосеев

Наиля Аллахвердиева выстроила экспозицию первого этажа как  диалог и  взаимопроникновение властного и  бытового. Два  этих начала существуют здесь в  причудливых сочетаниях. Наиболее наглядно кураторскую идею иллюстрирует уголок, где  царственные кители Дмитрия Цветкова висят над  государственными флагами, выполненными в  виде стёганых ковриков Саидом Атабековым. Мало того, что  они  отлично вписались в  единую цветовую гамму, так  ещё и  дополняют друг друга по  смыслу: подчёркивают декоративность, сосредоточенность на  внешнем у  представителей власти; показывают, как  властное сращивается с  бытовым, перетекает в  него.

Столь же  многозначительное соседство  — два  экспоната с  надписями: I am Ornamental Баби Бадалова и  «Правда» Владимира Козина, так  занятно соревнующиеся фактурами  — лапидарный шрифт официального газетного заголовка и  практически рукописная вязь вышивки  — и  смыслами: два  манифеста, два  программных заявления.

Фото:  Сергей Федосеев

Центр зала не  столько визуальный, сколько звуковой: «Музыкальная шкатулка» Юрия Шабельникова  — один из  самых знаменитых и  популярных экспонатов в  коллекции PERMM. Макет деревенского сортира томно напевает русские романсы, как  это  порой бывает у  людей в  момент уединения и  задумчивости.

Здесь же  — знаменитые работы, которые, как  мечтает Наиля Аллахвердиева, можно смотреть без  всяких объяснений, а  можно, напротив, о  каждой написать искусствоведческие тома. «Библиотека Пиноккио» Петра Белого  — стеллажи с  деревянными «книгами». Фрагменты «Скелетов разных» Ольги и  Александра Флоренских  — «Слон» и  «Лев», остроумно составленные из  хлама, найденного на  пермских развалах, в  том  числе в  подвале Речного вокзала, где  располагалось «Русское бедное». «Маяк» Владимира Кошлякова, который за  прошедшие годы стал не  просто экспонатом, а  символом мечты музея о  собственном здании, рядом с  которым можно было бы  установить большой световой объект, макетом которого является коллекционная работа. Прелестнейшая, трогательнейшая работа Александра Бродского  — тоже в  технике ассамбляжа  — «ЦПКиО» из  серии «Футурофобия»: возведённый в  статус памятника (загипсованный) ботиночек с  коньком, из  пяточки которого торчит заржавевшая связка ключей. Многослойный образ, говорящий о  тех  годах, когда в  парке молодёжь массово каталась на  коньках, о  старом советском кино, о  лучших днях… В  сочетании с  заголовком серии  — «Футурофобия», «Боязнь будущего»  — создаётся мощнейшее ностальгическое чувство.

Фото:  Сергей Федосеев

Здесь же, среди самых именитых «соратников»-экспонатов,  — «Красный человечек» Андрея Люблинского.

Работа Бродского плавно готовит посетителей к  переходу на  второй этаж, где  экспозиция начинается с  большой инсталляции этого художника «Дорога», не  менее, а  может, и  более многослойной по  смыслу, чем  «ЦПКиО». Это  спальный вагон  — двухэтажные полки, мягкие тапочки, развевающиеся занавески на  окнах, стаканы с  чаем в  подстаканниках, с  брякающими ложечками (они, конечно, в  инсталляции не  брякают, но  кажется, что  да). Пространство временного, дорожного уюта, где  чай  в  подстаканниках  — непременный атрибут процесса коммуникации… И  в  то  же  время двухъярусные полки ощутимо, осознанно напоминают нары. Эта  инсталляция  — остроумная, трогательная и  смелая метафора России, которая вечно в  дороге и  вечно на  нарах.

Фото:  Сергей Федосеев

Вообще же  второй этаж  — это  разговор о  насущном, буквально о  хлебе. Центральный экспонат здесь  — «Хлеба» Анатолия Осмоловского, тоже показанные на  «Русском бедном». Экспонаты так  или  иначе говорят о  еде, о  её символической роли в  культуре и  цивилизации, о  её связи с  ритуалом, с  жертвенностью: чтобы съесть курицу, её надо сначала убить. Эта  подача приводит к  «Тайной вечере» группы Recycle, висящей в  отдельном небольшом зале, как  апофеозу этой темы.

Вообще, экспозиция второго этажа рассказывает не  только о  жизни, но  и  об  искусстве как  духовной пище. Это  тоже метафора, которая создаётся не  одним экспонатом, а  всей их  совокупностью.

Фото:  Сергей Федосеев

Наконец, последний, третий этаж посвящён живописи и  графике  — доказательство того, что  традиционные техники в  современном искусстве не  забыты. Хотя «традиционность» порой весьма условна. В  разделе портретов есть, например, текстильная серия Ольги Субботиной и  Михаила Павлюкевича «Спаситель»  — изображение одного из  «Спасителей» пермской деревянной скульптуры подано как  «Спас Нерукотворный». Многослойный текстиль можно посмотреть на  просвет: с  изнанки лик  выглядит как  древняя потемневшая икона.

Здесь же, в  портретах,  — работа Сергея Каменного «Доска почёта»: портреты реальных людей  — чернорабочих-гастарбайтеров  — запечатлены на  затирочных досках, которыми ровняют штукатурку, с  помощью строительного гипса. Очень публицистическая работа, напоминание о  том, что  труд, ставший сейчас крайне непрестижным, вообще-то почётен, а  люди, которые делают эту  работу, должны вызывать уважение.

Фото:  Сергей Федосеев

Среди живописной экспозиции нет  работ, пришедших в  музей из  «Русского бедного», и  это  важно, потому что  выставка «Открытая коллекция» говорит не  только об  отправной точке создания музея, но  и  о  его  почти 10-летней истории. PERMM готовится к  юбилейным событиям, которые пройдут с  сентября 2018 по  сентябрь 2019 года, и  эта  выставка  — попытка нового взгляда на  известные экспонаты, напоминание о  том, что  когда-то они  были подарены музею щедрыми меценатами (сейчас работы дарят в  основном их  авторы  — художники), а  также акт  вполне законной и  оправданной похвальбы: ведь коллекция PERMM действительно очень и  очень хороша.


Юлия Баталина редактор отдела культуры ИД «Компаньон»
 
По теме
 
Русское бедное - Новый Компаньон Фото: bednoe.ru В Музее современного искусства PERMM открывается первая в новом году выставка «Открытая коллекция».
06.02.2018
 
Житель Чернушинского района оштрафован за применение насилия в отношении сотрудников ДПС - Следственный комитет Доказательства, собранные следователем Чернушинского межрайонного следственного отдела следственного управления Следственного комитета РФ по Пермскому краю признаны судом достаточными для вынесения приговора ранее судимо
22.03.2019 Следственный комитет
Оперативники не припомнят более абсурдного поведения разбойника, грабителя, насильника Гражданин за три часа умудрился собрать целый "букет" преступлений в Перми.
22.03.2019 Ветта
article5972.jpg - Газета Новый день 2019 год в России объявлен Годом театра. Под это дело выделяются значительные финансовые вложения, оформленные в соответствующую государственную программу.
22.03.2019 Газета Новый день
article5966.jpg - Газета Новый день Уверенно набирает популярность одно из самых молодых (и по возрасту участников, и по времени существования) творческих объединений городского Дома культуры – детская театральная студия «Эксперимент».
22.03.2019 Газета Новый день
15 марта в Бардымском центре культуры и досуга прошел VI краевой детский фестиваль «Ягафаровские чтения», посвященный творчеству нашего известного земляка, ученого, фольклориста, поэта, общественного деятеля Р.Ф.
21.03.2019 Газета Рассвет
В первый месяц весны во многих поселениях Нытвенского района состоялись лыжные соревнования.
22.03.2019 Газета Новый день
   29 марта 2019 года с 10-00 до 12-00 в Пермском муниципальном районе Государственная инспекция труда в Пермском крае проводит прием граждан по вопросам трудового законодательства и охраны труда.
22.03.2019 Госинспекция труда
В 50 малых сел и деревень Прикамья проведут высокоскоростной Интернет - Ветта Таков план на год федерального проекта по устранению цифрового неравенства Доступ к высокоскоростному интернету в 2019 году получат более 50 сел и деревень региона с численностью населения от 250 до 500 человек.
22.03.2019 Ветта