Выставки, концерты, спектакли, премьеры - мировые и российские, международный симпозиум «Дягилевские чтения», круглые столы с ведущими критиками музыкального театра - бывало, что перемещаясь из Дягилевской гимназии в филармонию через галерею, а затем спеша в оперный театр, некогда было кофе выпить. А уж торжественная церемония открытия фестиваля, со всеми обязательными атрибутами, вроде официальных речей, приветственных слов и пышных букетов, всегда была настоящим праздником для любителей искусства.
Юбилейный, пятый фестиваль, вроде бы тоже приготовил меломанам немало интересного. С первого дня задано движение форума: от классического «Лебедя» Михаила Фокина на музыку Сен-Санса в исполнении заслуженной артистки России примы пермского балета Натальи Моисеевой к концептуально-экспериментальному современному хореографическому искусству. На открытии оно было представлено композицией на музыку Леонида Десятникова «В сторону лебедя» (хореография Алексея Мирошниченко, дизайн Филиппа Донцова). Пластика солистов Мариинки Олеси Новиковой и Александра Сергеева соответствовала музыкальной драматургии пьесы для двух фортепиано в блистательном «закулисном» исполнении Алексея Гориболя и Полины Осетинской. В сочинении Десятникова звучат аллюзии не только философско-филологического порядка (роман Марселя Пруста «По направлению к Свану»), но и музыкальные квазицитаты - от звукового первоисточника - «Лебедя» Сен-Санса - до «Балета невылупившихся птенцов» Мусоргского, полетных пассажей Скрябина и стремительного свиридовского «Время, вперед!». Впереди зрителей ждут еще четыре вечера современной хореографии, запланированные в фестивальной программе.
Обыкновением пермских «Дягилевских сезонов» стало и исполнение в день открытия фестиваля одного из шедевров программы дягилевских «Русских сезонов». От киноверсии «Послеполуденного отдыха фавна» Дебюсси и реставрированных «Павильонов Армиды» Черепнина до «Половецких плясок» в хореографии Фокина.
Не прервалась традиция и в этот раз. На суд публике была представлена последняя постановка дягилевской антрепризы - балет Сергея Прокофьева «Блудный сын» (хореография Джорджа Баланчина) в исполнении труппы Мариинского театра. «Блудный сын» - первый в истории хореографии балет, написанный для заглавной мужской партии. Аутентичные костюмы и декорации Жоржа Руо удивительным образом предвосхищали еще один «мужской» балет - «Спартак». В музыке балета можно услышать и варварские «скифские» мотивы, и пронзительную лирику «Ромео», и сказочные образы позднего Прокофьева. Судя по реакции артистов мариински, пермский оркестр под руководством Валерия Платонова справился со сложной партитурой.
Наименьшее впечатление произвела пара балетных этуалей (звезд) парижской национальной оперы - Изабель Сьяравола и Матьё Ганьо, исполнивших фрагмент из балета «Дети райка» Жозе Мартинеса. Публика ждала виртуозного блеска отточенных техничных па, а увидела лирические зарисовки под звуки французского «ретро». Хотя принимали гастролеров, по привычке, продолжительными аплодисментами.
Так уж повелось, что в нашей «культурной столице» уровень культурных мероприятий измеряется обывателями по принципу «А был ли мальчик?». Кто из «власть предержащих», то есть представляющих ее, присутствует в качестве официальных лиц на торжественной части, соответственно, и значимость события либо многократно возрастает, либо....
Судя по тому, что на открытии «Дягилевских сезонов» в Театре оперы и балета не было даже заместителя министра культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края Александра Протасевича, который в последнее время то и дело выполняет представительские функции в формате «один за всех», перспективы у полюбившегося пермякам и гостям города фестиваля, ставшего за предыдущие годы безусловным культурным брендом региона, печальные. По сути, фестивалю вынесен приговор.