Найти свою краску

Арабеск
Арабеск
Арабеск
Арабеск
Фото: www.newsko.ru

Балетный конкурс  — из  тех  событий, в  которых изнанка разительно отличается от  обложки. Снаружи  — один за  другим  — па-де-де и  вариации из  специального «конкурсного набора»: считается, что  именно эти  фрагменты из  классических балетов лучше других демонстрируют мастерство балерин и  танцовщиков, и  поэтому все  участники конкурса повторяют то  па-де-де, то  вариации из  «Пламени Парижа», «Эсмеральды», «Талисмана» и  «Корсара». Скучновато день за  днём смотреть одно и  то  же. Зато изнутри  — такие страсти, что  не  снились, например, абитуриентам вузов.

«Балетная школа на войне»
Фото:  Никита Чунтомов

«Жюри пришлось нелегко»  — эта  дежурная фраза как  нельзя более уместна в  рассказе о  нынешнем «Арабеске». Уже  на  первом туре стало понятно, что  Гран-при в  этом году не  будет: блестящей балетной индивидуальности, радикально выбивающейся из  общего ряда, замечено не  было. Недаром на  церемонии открытия конкурса выступил последний на  сегодняшний день лауреат Гран-при «Арабеска» Кимин Ким: сразу стало понятно, за  кем  надо тянуться.

Зато крепких профессионалов хорошего уровня было предостаточно. Именно поэтому жюри пришлось нелегко: при  отсутствии очевидного лидера выбрать победителя совсем непросто. В  общей сложности набралось пять первых премий (мужская и  женская в  младшей группе, женская и  две  мужских  — в  старшей), шесть вторых премий и  пять третьих  — при  том  что  мужская третья премия в  младшей группе не  присуждалась. Специальных призов и  премий выдано  — не  сосчитать!

Для  поклонников хореографии в  апреле 2018 года выдалось десять дней блаженства: просмотры шли  дважды в  день, и  всё это  время партер Пермского театра оперы и  балета был  заполнен балетоманами. Казалось, что  некоторые тут  и  живут: как  ни  придёшь  — сидят на  своих местах, сторожат места для  друзей, активно обсуждают любимчиков.

Алексей Расторгуев. Vis-a-vis. Танцуют Иван Порошин и Кирилл Макурин (слева)
Фото:  Никита Чунтомов

Пермь в  «общем зачёте» выступила очень хорошо. Несмотря на  массовое вторжение техничных корейцев и  японцев, а  в  этом году ещё и  бразильцев, в  Пермском театре оперы и  балета появился ещё один лауреат международного конкурса  — Кирилл Макурин, получивший одну из  двух первых мужских премий, а  в  Пермском хореографическом училище  — целых два  лауреата, братья-близнецы Данила и  Алексей Хамзины.

По  поводу этих братьев было много шуток. Дело в  том, что  различить их  практически невозможно  — на  прошлогоднем отчётном концерте хореографического училища они  исполняли концертный номер, где  играли человека и  его  отражение в  зеркале. Как  же  жюри поняло, что  Данила заслуживает первой премии, а  Алексей  — только второй? Ведь если они  поменяются костюмами, ни  за  что  не  угадаешь, кто  из  братьев танцует! Однако на  гала-концерте лауреатов конкурса, где  братья выступали один за  другим: Данила танцевал вариации из  «Пахиты», а  Алексей  — из  «Тщетной предосторожности», стало понятно, что  Данила всё же  техничнее, точнее. Если после окончания училища Хамзины останутся в  Пермском театре оперы и  балета, пермская балетная труппа получит сразу двух длинноногих, прыгучих премьеров, причём взаимозаменяемых.

Что  же  касается премьера действующего  — Кирилла Макурина, то  он  — дважды лауреат: кроме первой премии в  «классическом» конкурсе он  получил вторую премию в  качестве исполнителя номера современной хореографии, показав себя как  универсальный танцовщик, хорошо ориентирующийся в  разных эстетических координатах, артистичный, харизматичный. Увидеть его  в  большой работе можно будет 7  мая  — в  день рождения Петра Ильича Чайковского он  исполнит партию принца Дезире в  «Спящей красавице» в  дуэте с  Полиной Булдаковой  — принцессой Авророй.

Кирилл Макурин
Фото:  Эдвард Тихонов

Невозможно хотя бы  через запятую не  упомянуть лауреата первой женской премии в  младшей группе  — кореянку Ю  Чин  Ким, получившую кроме основной премии ещё и  приз имени Галины Улановой «За одухо­творённость танца»; её соотечественницу Чон  Ын  Сон, лауреата первой премии в  старшей группе, и  лауреата второй премии в  старшей группе Булган Рэнцэндорж из  Монголии, но  в  то  же  время и  из  Перми, где  она  учится в  хорео­графическом училище. Азиатские танцовщицы обладают желанными качествами истинных балерин  — нежной, тающей пластикой, волнообразными руками, лебедиными шеями. Они  особенно прекрасно выглядят на  фоне некоторых наших соотечественниц, явно переборщивших с  силовыми упражнениями, из-за чего время от  времени начинало казаться, что  ты  не  на  балетном конкурсе, а  на  выступлении бодибилдеров.

Все, кто  прошёл в  финал конкурса и  стал его  дипломантом, выступили с  серьёзными заявками на  звёздность. Мощные команды прислали Уфа, Челябинск и  Новосибирск, несколько «подвинувшие» в  конкурсе традиционных лидеров  — Москву и  Санкт-Петербург, которые на  сей  раз  как-то не  особенно блистали. Среди зарубежных участников лидировали, уже  традиционно, представители Юго-Восточной Азии, однако премия жюри прессы отправилась в  Бразилию: дуэт из  этой страны Луанна Гондим и  Маркос Яго  показали удивительную верность русским балетным традициям, недаром они  получили ещё и  приз Пермского театра оперы и  балета «За лучшее исполнение номера на  музыку Чайковского», а  Луанна, кроме того, сама поставила лирический дуэт на  музыку Чайковского, который участвовал в  конкурсе современной хореографии.

Этот конкурс официально прошёл в  рамках «Арабеска» уже  в  пятый  раз. В  нём оцениваются и  работа хореографа, и  исполнение. Лауреатами среди хореографов в  разные годы становились такие мэтры, как  Раду Поклитару и  Алексей Мирошниченко, молодые звёзды Павел Глухов, Дмитрий Антипов, Александр Могилёв и  Константин Кейхель. Нынешним триумфатором абсолютно заслуженно стал ведущий хореограф театра «Балет Евгения Панфилова» Алексей Расторгуев. Пафосное слово «триумфатор»  — не  преувеличение: номера Расторгуева Vis-a-vis на  музыку группы 2  Cellos и  «Мой милый Сердан» на  одноимённую песню Эдит Пиаф собрали почти все  призы современного конкурса. Расторгуев получил премии и  основного жюри, и  жюри прессы, а  Кирилл Макурин свою премию в  современном конкурсе получил именно за  Vis-a-vis.

Булган Рэнцэндорж
Фото:  Эдвард Тихонов

Кооперация двух театров стала чрезвычайно плодотворной: артисты Пермского театра оперы и  балета  — кроме Макурина, в  постановках Расторгуева танцевали Александр Таранов и  Иван Порошин, тоже весьма яркие, но  в  конкурсе не  участвовавшие  — получили новые возможности для  самовыражения, а  хореограф в  их  лице  — новый эффектный и  благодарный материал для  своих творений. Эти  творения для  многих стали главным впечатлением из  всего конкурса. В  них  было то, что  можно назвать собственной краской: характер, динамика, сюжет, взаимоотношения персонажей  — всё то, что  превращает танец из  набора телодвижений под  музыку в  произведение искусства. Очень украсила эту  работу прима «Балета Евгения Панфилова» Елизавета Чернова. Жаль, она  тоже не  участвовала в  конкурсе как  исполнительница, зато представила собственные хореографические работы, подозрительно похожие на  расторгуевские, но  в  то  же  время не  лишённые интересных находок.

Если говорить об  индивидуальности, о  красках, нельзя не  упомянуть выступление, которое вызвало самые жаркие споры и  обсуждения. Две  японские девочки  — Сакурако Кобаяси и  Сакино Имайдзуми  — исполнили номер хореографа Такане «Балетная школа на  войне» на  музыку, ни  много ни  мало, Второго фортепианного концерта Рахманинова. Девочки, одна из  которых  — совсем малышка, под  эту  музыку не  только танцевали, но  и  выполнили чуть ли  не  весь спектр обязательных упражнений по  спортивной акробатике. При  этом их  руки и  ноги как  будто жили собственной, отдельной от  исполнительниц, жизнью  — превращались то  в  оружие, то  в  крылья... Это  было яркое и  изрядно жуткое зрелище, а  в  сочетании с  сакральной для  любого россиянина музыкой  — почти кощунство, но  девочки, невероятно искренние, изо  всех сил, буквально на  разрыв всех связок, рассказывающие об  ужасах войны,  — трогали до  слёз.

В  результате яростных споров жюри японскую команду «прокатило», но  председатель жюри, художественный руководитель «Арабеска» Владимир Васильев в  пику коллегам присудил Такане свой личный приз, и  понятно почему: в  этом номере есть то, что  Васильев хочет видеть в  современном балете,  — здесь никто не  спросит «Про что  танцуете?», всё очень понятно, очень выразительно, очень эмоцио­нально.

Лариса Барыкина, член жюри прессы «Арабеска-2018», художественный руководитель фестиваля современной хореографии «На грани» (Екатеринбург):

— Танец, в  том  числе классический,  — теснейшая взаимосвязь движения и  музыки. И  главный посыл хореографии  — в  заразительной, чувственной и  увлекательной энергии, которую всегда транслируют настоящие артисты и  которая мощной волной переливается со  сцены в  зал. А  отнюдь не  в  трюках и  самолюбовании, что  ныне свойственно танцовщикам. И  не  в  по  слогам в  медленном темпе исполняемых движениях, что  демонстрировали многие танцовщицы. Думаю, что  это  проблема школы, и  очень хочется, чтобы о  ней  наконец заговорили.

Ежедневный просмотр номеров балетного конкурса, признаемся,  — весьма непростое занятие. Надо очень любить танец как  искусство, чтобы в  череде однотипных и  бесконечно повторяющихся вариаций (десяток Рабов, пяток Филиппов и  несчётное количество Эсмеральд!) разглядеть будущих премьеров и  прим, кумиров публики. Так  случилось, что  «Арабеск» я  наблюдаю с  его  основания, помню всех, кто  участвовал в  нём в  начале пути, а  потом вошёл в  когорту балетных звёзд. Только это  знание даёт надежду на  то, что  всё повторится вновь и  что  чья-то артистическая судьба после «Арабеска» состоится.


Юлия Баталина редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

Ещё новости о событии:

Арабеск - Новый Компаньон
Балетный конкурс — из тех событий, в которых изнанка разительно отличается от обложки.
15:07 24.04.2018 Новый Компаньон - Пермь
смотреть видео В Перми завершился юбилейный 15-й международный конкурс артистов балета «Арабеск» им.
14:23 24.04.2018 Т7-Информ - Пермь
Жюри назвало лауреатов 15-го юбилейного конкурса артистов балета «Арабеск».
19:30 23.04.2018 Т7-Информ - Пермь
Подведены итоги конкурса артистов балета «Арабеск» имени Екатерины Максимовой.
17:23 23.04.2018 Nesekretno.Ru - Пермь
В Перми подведены итоги конкурса артистов балета «Арабеск» имени Екатерины Максимовой.
17:22 23.04.2018 Администрация города Перми - Пермь
смотреть видео Темы выпуска: - В Пермском театре оперы и балета продолжается Международный открытый конкурс артистов балета «Арабеск».
16:25 23.04.2018 Т7-Информ - Пермь
 
По теме
Майские праздники-2018: как отдыхаем? В следующем месяце страна отмечает традиционные майские праздники: 1 мая — Праздник весны и труда и 9 мая — День Победы.
Смертельный обгон - Газета Огни Камы Летом прошлого года 29-летний мужчина, управляя автомобилем, стал виновником дорожно-транспортного происшествия, повлекшего по неосторожности смерть женщины-водителя и её пассажира.
Газета Огни Камы
Экскурсия в ГБУЗ ПК «ПССМП» - Базовый медколледж 25 марта наших первокурсников специальности «Лечебное дело» открытыми дверями встретила Пермская станция скорой медицинской помощи.
Базовый медколледж
Экскурсия в ГБУЗ ПК «ГКБ №1» - Базовый медколледж 14 марта студенты разных курсов Пермского базового медицинского колледжа посетили ГБУЗ ПК «Городская клиническая больница № 1».
Базовый медколледж
Театр-Театр - Новый Компаньон Спектакли покажут театры из Новоуральского, Красноярска, Чебоксар и Санкт-Петербурга   Театр-Театр В Перми начались гастроли Новоуральского театра музыки.
Новый Компаньон