Остаёмся зимовать

Фото: www.newsko.ru

Вслед за  балетным («Лебединое озеро») и  оперным («Евгений Онегин») в  Пермском театре оперы и  балета открылся симфонический сезон. Думается, если после перечисления спектаклей открытия сезона спросить, произведения какого композитора играли 6  сентября, правильные ответы составят 100%. Да, это  был  Чайковский. Но  не  только.

Фото:  Никита Чунтомов

Составляя свою первую симфоническую программу в  статусе главного дирижёра театра, Артём Абашев «срифмовал» Третью симфонию Чайковского  — «Польскую»  — с  Серенадой для  струнных Антонина Дворжака, и  получился вечер в  западнославянском духе. Эти  произведения не  просто написаны в  одном и  том  же  1875 году, у  них  много общих черт. Оба  носят подчёркнуто светский характер и  во  многом опираются на  танцевальные мелодии  — вальсы и  полонез, оба  мелодически богаты, оба  взаимодействуют с  традициями западных славян  — чехов у  Дворжака, поляков у  Чайковского, и  даже количество частей в  произведениях одно и  то  же  — пять. Наконец, это  просто красивейшие произведения классического репертуара, легко узнаваемые и  полные аллюзий на  другие знаменитые мелодии, особенно у  Чайковского, который цитирует в  этой симфонии многие свои оперы и  балеты.

Ещё один немаловажный момент: оба  произведения написаны для  относительно небольшого оркестра, а  серенада  — так  и  вовсе только для  струнных. В  сложившейся в  театре ситуации это  существенно, ведь оркестр ещё не  вполне сформирован и  сыгран. Для  большой симфонии ХХ  века  — того же  Малера, например,  — здесь попросту не  наберётся состав. Стремление главного дирижёра предъявить публике не  столько большой, сколько отборный оркестр в  этом случае можно только поддержать.

Затея удалась. Серенаду исполнили чисто, вдохновенно, хотя и  с  некоторой осторожностью. Единого дыхания, когда оркестр летит без  оглядки, словно одна птица, а  не  стая птиц, пока не  чувствовалось. Во  втором отделении, когда к  струнным присоединились духовые и  литавры, в  оркестре появились уверенность, драйв, энергия заструилась со  сцены в  зал. Слышно было, как  в  полонезе шляхтичи ударяют каблуками и  звенят шпорами.

Немногочисленная, но  отборная группа духовых особенно порадовала. Соло валторны было просто супер! И, конечно, все  имеющие уши  зрители поняли, почему Абашев многократно и  горячо поблагодарил во  время поклонов концертмейстера Дарию Зиатдинову.

Дария Зиатдинова  — одно из  тех  лиц, которые знакомы пермякам по  оркестру MusicAeterna, причём далеко не  единственное такое лицо в  новом составе театрального оркестра. Вообще, смотреть на  знакомые и  новые лица было чрезвычайно увлекательно.

Приятно было увидеть за  первым виолончельным пультом Юрия Полякова, пермяка, который около десяти лет  назад эмигрировал в  Новосибирск к  Курентзису, вернулся в  Пермь в  составе MusicAeterna, а  теперь остался на  родине. Не  менее приятно было обнаружить, что  в  составе оркестра нашла своё место скрипачка Наталья Васёва, которая ещё в  бытность студенткой Пермского института культуры активно концертировала в  камерных ансамблях, в  том  числе и  с  довольно рискованной авангардной музыкой. Уверенность в  завтрашнем дне  внушал представительный литаврист Николай Дульский, который до  недавнего времени казался неотъемлемой частью MusicAeterna, а  в  группе духовых виднелась красивая шевелюра трубача Рустама Зиганшина, являющего собой редкий пример музыканта, которого ценили все  дирижёры театра, включая Теодора Курентзиса. В  общем, соотношение «старичков» и  новичков было ровно такое, чтобы вызвать и  приятное чувство узнавания, и  ощущение интригующего неизвестного.

Выглядел оркестр стильно, модно и  обаятельно. Артём Абашев появился на  сцене в  максимально демократичном наряде  — чёрные джинсы и  футболка с  длинными рукавами. Если Теодора Курентзиса вечно сравнивали с  рокерами, то  Абашев, скорее, джазмен. Сравнения с  Курентзисом, конечно, хотелось бы  избежать, но  без  него никак не  обойтись, поскольку дирижёрская манера Абашева  — практически теодоровская. Он  тоже не  пользуется дирижёрской палочкой, да  и  вся, так  сказать, хореография  — один в  один. Если рассматривать концерт как  дирижёрский месседж, то  можно было прочитать следующее: «Да, я  наследник Теодора, но  я  не  Теодор. Я  — это  я, Артём Абашев».

Первый симфонический концерт сезона ажиотажа в  публике не  вызвал  — в  зале остались свободные места. Что  ж, зато получили возможность посещать концерты меломаны, которые просто любят музыку, а  не  стремятся отметиться на  громком событии. Наблюдать за  публикой было очень занятно и  отчасти тревожно: сможет ли  театр сохранить ту  зрительскую культуру, которую так  настойчиво прививал Теодор Курентзис? Пока что  впечатления самые приятные: почти не  было аплодисментов между частями произведений, никто не  светил телефонами…

А  как  приветствовали оркестр и  дирижёра, как  благодарили! Надо было слышать эти  аплодисменты, эти  крики «Браво!». В  них  звучали и  благодарность за  верность музыке и  Перми, и  нечто вроде аванса, пожелания будущих свершений.

Да, MusicAeterna оказалась не  вечной для  Перми, но  просто музыка никуда не  ушла  — осталась с  нами зимовать.

На  пресс-конференции перед началом сезона Артём Абашев сообщил, что  хочет, чтобы все  работающие в  театре дирижёры  — Пётр Белякин, Дамир Максутов и  Илья Гайсин  — участвовали в  симфоническом сезоне, на  который запланировано восемь концертов и  два  концертных исполнения опер. Это  значит, что  у  нас  опять интересное время. Конечно, приписываемая китайцам поговорка утверждает, что  жить в  интересные времена тяжело, но  это  — дело вкуса.


Юлия Баталина редактор отдела культуры ИД «Компаньон»
 
По теме
СКАЖИ ЖИВОЙ МУЗЫКЕ "ДА - Администрация г.Лысьва ОТКРЫВАЕМ НОВЫЙ СЕЗОН В ВИРТУАЛЬНОМ КОНЦЕРТНОМ ЗАЛЕ 13 сентября 2019, пятница,
09.09.2019
Министр культуры Пермского края Вячеслав Торчинский обратился с письмом к бывшему художественному руководителю Пермского театра оперы и балета Теодору Курентзису.
05.09.2019
 
Старший прапорщик внутренней службы Сергей Горбунов задержал преступника 9 сентября около 16.
13.09.2019 Газета Новости Кунгурского края
В социальных сетях очевидцы рассказали о ДТП в Свердловском районе. На пересечении улиц 25 октября и Чернышевского легковой автомобиль врезался в пассажирский автобус, следующий по маршруту №75.
14.09.2019 Business Class
С 20 по 22 сентября в Перми и ряде городов Пермского края пройдет цикл мероприятий «Ныробский узник», приуроченных к 417-летию памяти боярина Михаила Никитича Романова.
15.09.2019 Администрация города Перми
Гоша Куценко: «Мечтаю сыграть Ленина и Карлсона» - Газета Звезда Популярный актёр Гоша Куценко живет завтрашним днем и хочет записать песню для Пенелопы Круз Главный герой обоих «Антикиллеров», Артур из «Мама, не горюй!», маг Игнат из двух «Дозоров», Эрнст Любич из мюзикла «Пола Негри»,
14.09.2019 Газета Звезда
На этой неделе пермяков ждёт масса интересных событий: несколько театральных премьер, концерт в римско-католической церкви, «Большая пермская дегустация», публичные лекции, экскурсия по театру и благотворительный показ.
13.09.2019 Новый Компаньон
В этот раз наш путь лежит на восточную окраину Нытвы, на улицу Константина Симонова.
13.09.2019 Газета Новый день
JPG Файл - ГУ МВД Пермского края В краевой столице Прикамья состоялся очередной отборочный этап V краевой Спартакиады среди несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, и воспитанников центров помощи детям Пермского края «Волшебный мяч».
15.09.2019 ГУ МВД Пермского края
В центре «Юность» — выпускной – Десятого сентября жду вас на занятия, — такими словами приветствовала собравшихся тренер Светлана Ходыкина.
14.09.2019 Газета Новости
— в квадрате от ул. Пятилетки — между ул. Ломоносова и ул. Свердлова — до пруда; — район Сёмино полностью, — в квадрате от ул.
14.09.2019 Администрация г. Березники