«Я плакал над разрушенной страной...»

«Я плакал над разрушенной страной...»
Фото: www.permoboz.ru
Автор: Екатерина ОБОРИНА | Фото автора

Герой нашей рубрики – известный пермский поэт Игорь ТЮЛЕНЕВ.

 

СПРАВКА «ПО»

ТЮЛЕНЕВ Игорь Николаевич. Род. 31 мая 1953 г. в Нытвенском р-не Пермской области. Первое стихотворение написал в 19 лет. 

Участник VIII Всесоюзного совещания молодых писателей в Москве.

Член Союза писателей России (1989). Окончил с отличием Высшие литературные курсы при Литературном институте им. Горького (руководитель творческого семинара – Юрий Кузнецов).

Участник XXV Парижского Книжного салона (2005) и XIII Международной книжной ярмарки в Пекине (2006).

Секретарь правления Союза писателей России (2004). Автор 21 книги.

 

 

Игорь ТЮЛЕНЕВ – Поэт. Поэт с большой буквы. В его творчестве исторические циклы чередуются со стихами о высоких чувствах, пейзажные – с философскими, лирические – с военными. Следует отметить, что духовная поэзия занимает значительное место в его творчестве. Вера в Бога и любовь к Родине – тот фундамент, на котором выстроен его поэтический мир. Автор принимает на себя боль за унижение страны, страдание за свой измученный народ. Творчество Игоря Тюленева – яркий образец истинно гражданского звучания. 

– Несколько дней назад ушел из жизни Евгений Евтушенко, написавший в свое время знаменитые строчки – «поэт в России больше, чем поэт». Вы согласны с его словами?

– В советское время поэт заменял священника. Стихи были как молитва. Помните время, когда поэты собирали стадионы, читали стихи у памятников? В 2002-м 

мы повторили эту традицию – провели вечер поэзии у памятника Маяковскому в Москве. Были вечера поэзии в Колонном зале, где еще Достоевский читал лекцию о Пушкине. Я сам лично много выступал, в том числе и в Перми, на стадионе «Звезда». А вообще, поэт – это искра божья: либо она есть, либо ее нет. 

– А как вы стали поэтом?

– Никогда не думал об этом. С детства занимался вольной борьбой, даже был чемпионом Пермской области. Хотел быть чемпионом мира. Моими героями были Иван Поддубный, Илья Муромец, а к Алеше Поповичу почему-то относился осторожно. После школы поступил в строительный техникум. Тогда всё было бесплатно, ездили на соревнования по всей стране… Книг читал много... А поэтом стал из самолюбия. Девчонка, с которой я дружил, писала стихи. И я решил про себя: а чем я хуже? Мужик всегда должен быть первым! И начал писать. Пошло-поехало, даже борьбу забросил. 

– Ваше первое стихотворение?

– После техникума в 1976 году меня распределили в Башкирию. Там прекрасные аксаковские места. До сих пор бываю там, участвую в фестивалях. В Уфе была молодежная газета «Ленинец». Там и появилось мое первое стихотворение. Оно позже было отмечено на конкурсе.

– А потом?

– Потом мы переехали в Пермь. Пермская область – моя родина, здесь у меня корни. Хотя могли переехать в Фергану (жену туда распределили) или в Прибалтику. Представляете, я бы сейчас жил в Фергане? И что бы я там делал? Но тогда было спокойное советское время, никто не знал, что так всё изменится. Но мозгов у меня хватило, чтобы остаться здесь. 

– Когда-то Иосифа Бродского посадили за то, что он был тунеядцем, то есть работал только поэтом. Поэзия – это ваша работа?

– Книгу тогда сложно было издать. Чтобы издать, надо было быть членом Союза писателей. А чтобы стать членом Союза, надо было иметь изданные книги. Тогда я послал на конкурс Николая Островского свои рукописные стихи, по сути – рукопись книги. Мои стихи уже печатались в разных журналах с предисловиями известных поэтов, например, Вознесенского. Я еще думал, за что их хвалят? Они были по-юношески наивными, глупыми. Но мне на конкурсе тогда присудили золотую медаль Союза писателей. Потом получил премию Ленинского комсомола. И в издательстве «Молодая гвардия» в 1983 году вышла моя первая книга «Братина» тиражом в 30 тысяч. (Сейчас так Пелевина не издают.) В нее вошло стихов сорок. Но членом Союза я еще не был. Потом с книгами стало проще.

– А как стать членом Союза?

– Надо было издать минимум две книги и представить три рекомендации от членов, чтобы каждый из них состоял в Союзе не менее пяти лет. Рекомендации мне дали пермяки Алексей Решетов, Виктор Болотов и Николай Домовитов. Московские поэты относятся к нам, провинциалам, как к провинциалам.

– Сейчас так же? 

– Принимают так же. Но идет большой наплыв графоманов. Я даже предложил сделать «мораторий», чтобы как-то эту волну остановить. Для графоманов стать писателем, наверное, что-то вроде удовлетворения личных амбиций. Когда я учился в техникуме, у нас в группе был один удмурт. Мы его спросили: «Зачем ты пошел в техникум?». Он ответил: «Пойду по улице и любому скажу: иди отсюда, морда неученая». (Смеется) 

– А когда ваши книги стали издавать в Перми?

– Первой была «Кольчуга», ее напечатали в Пермском книжном издательстве в 1988 году. До этого вышла книга в Москве, в «Современнике». По этому поводу я даже написал стихотворение «Чтит провинция поэтов».

– Писательством можно заработать на жизнь?

– Я работал в заводской многотиражке, в газете «Молодая гвардия». Печатался в журналах. Тогда платили нормально. И сейчас платят, но меньше. И не во всех журналах, у каждого из них своя политика. Хотя я печатаюсь много. Раньше было издательство «Советский писатель». Там платили двойной гонорар. В других журналах, к примеру, платили 2 рубля за строчку, а в «Писателе» – 4. Гонорар еще зависит от тиража: чем он больше, тем больше оплата. Плюс к этому Литфонд оплачивал творческие командировки. Мне и детям билеты бесплатно, жене – за 50%. Еще одна привилегия – если ты в творческом застое, то тоже платили: семью-то кормить надо. Особенно хорошо платили прозаикам. Но москвичи всё это перехватывали, нам ничего не оставалось. Поэтому приходилось работать в основном там, где можно писать, например, возглавлять пресс-службу какого-нибудь завода. Одно время я даже снимал рекламные ролики по заказу «Запад-Урал банка» с участием Никиты ВЫСОЦКОГО, Ольги КАБО. Один из них назывался «Хозяйка Медной горы». Змею привезли из «Уголка Дурова». Пещеру построили из мешковины, обсыпали ее чем-то – как настоящая стала. Тогда время было тяжелое, профессиональные кинорежиссеры снимали рекламу на «Мосфильме». 

– А сейчас?

– Пишу стихи, езжу по стране, работаю в пресс-службе ЦНТИ. 

– В Перми есть поэзия?

– Выделить никого не могу. Бывая в других краях, обратил внимание на то, что в городах центральной России пишут в основном под Бродского, а в деревнях – под Рубцова и Есенина. Но имен назвать не могу. 

Пять лет я вел в Институте культуры поэтическую лабораторию, ребята все талантливые, способные, даже сборники выпускали, но… Настоящей поэзии, повторяю, нет. Одни метафоры, мало сердца, души. 

Жизнь – это борьба и молитва. В поэзии нужно быть солдатом. Поэзии нужно служить – помня о долге, верности и чести. В поколение рождается не более десяти поэтов, а пишут тысячи. Поэтому на графоманов я не обижаюсь. Пишут, да и ради Бога.
 
По теме
Обращаем ваше внимание, что, согласно Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации", к категории "социальнно незащищенные граждане" относятся следующие лица:
Одна из улиц Мотовилихинского района будет носить имя Владимира Перепелицына - Министерство здравоохранения Общественный совет по топонимике г. Перми поддержал инициативу Городской клинической больницы №4 присвоить улице в одном из новых микрорайонов Мотовилихи имя хирурга Владимира Перепелицына (1946-2005).
Министерство здравоохранения
Экскурсия в ГБУЗ ПК «ПССМП» - Базовый медколледж 25 марта наших первокурсников специальности «Лечебное дело» открытыми дверями встретила Пермская станция скорой медицинской помощи.
Базовый медколледж
Театр-Театр - Новый Компаньон Спектакли покажут театры из Новоуральского, Красноярска, Чебоксар и Санкт-Петербурга   Театр-Театр В Перми начались гастроли Новоуральского театра музыки.
Новый Компаньон