Что почитать и что посмотреть: рекомендации «bc» на выходные

Продукт: «Конец прекрасной эпохи»

Режиссер: Станислав Говорухин

Говорухин взялся снимать кино по Довлатову, и от этого известия многим поклонникам Довлатова стало ощутимо плохо. Говорухин, руководитель путинских агитационных программ на последних президентских выборах, убежденный почвенник и явно исписавшийся режиссер, – что он может знать о мужской поэтике Довлатова, что может понимать в его стремлении вырваться за пределы порочного круга просоветской журналистики? Больше того, «Компромисс» единогласно признается критиками одной из самых «острых» и – извините за каламбур – бескомпромиссных вещей. Экранизировать ее в рамках текущей информационной повестки, к которой напрямую причастен и Говорухин, означало бы подвергать определенной опасности бессмертный текст.

Радостно, что Говорухин, которого можно воспринимать очень по-разному, почти не подверг переосмыслению работу Довлатова и поставил ее во главу угла. Иногда даже чудится, что режиссер намеренно отринул политический подтекст «Компромисса», а своей целью назначил детально воспроизвести атмосферу и фактуру тех времен – столь подробно и любовно реконструирован быт и нравы тогдашних работников интеллектуального труда.

Если кто не знает, «Компромисс» – именно о них: писатель и журналист Андрей Лентулов принимает заманчивое предложение переехать из Питера в Таллин, чтобы в одной из государственных газет ковать могучие тексты на тему перевыполнения планов и прочих титанических достижений партии и на- рода. Здесь он, как в бой, ввязывается в роман с редактором Мариной и делает свою непыльную, но бессовестную работу – превозносит тех, о ком на прокуренных кухнях шепчет, что они подонки.

«Конец прекрасной эпохи» вышел почти идеальной копией довлатовского текста. На передовице – работы Лентулова о героических доярках и «юбилейных» младенцах, а за ними – тонны иронии и подспудного протеста.

Неизвестно, расстроит ли кого-нибудь тот факт, что в фильме почти не присутствует сам Говорухин, но большинство примет состоявшийся фильм как вполне адекватную трансляцию Довлатова на киноязыке. Пожалуй, большего от создателя «Вертикали» и «Место встречи изменить нельзя» и не требовалось.

«Конец прекрасной эпохи» не стал гениальным творением и «вторым шансом» Говорухина. По большей части фильм – акт ностальгии для постановщика и тех, кто эту картину посмотрит. Она довольно деликатна, хоть и крайне несовременна: некоторые эпизоды затянуты и «разжеваны» режиссером, другие, напротив, нервно скомканы и словно бы отброшены за ненадобностью (в том числе, увы, концовка). Но самое главное, «Конец прекрасной эпохи» – кино крайне оптимистичное, ведь какая бы эпоха ни закончилась, после нее остаются те, кто ее таковой сделал.

Вердикт «bc»: репрезентативно

Продукт: «Смотритель: Орден желтого флага»

Автор: Виктор Пелевин

Пелевин окончательно и бесповоротно поставил писательское творчество на поток: ровно раз в год он выдает на суд публики очередной роман, еще более изобретательный и трудноперевариваемый. Читать без запинки позднего Пелевина могут, пожалуй, лишь его самые преданные фанаты, для всех остальных встреча с его свежими вещами чем-то напоминает бои без правил, где читателя бросают на арену к разъяренному противнику, и хорошо, если получится не потерять самообладания к окончанию первого раунда.

Поздний Пелевин ощутимо и неоправданно труден: его романы уже не только многослойны, но и многомерны, и любое усилие героев оказывает непредсказуемое влияние на всю полноту художественного пространства, в деталях сочиненного автором.

«Смотритель» от предыдущих произведений отличается тем, что его действие полностью перенесено в вымышленный мир, намеренно дистанцировано от «здесь и сейчас». «Смотритель» – о «дивном новом мире» под названием Идиллиум, который создан путем творческих усилий неких сновидцев, умеющих воплощать мечты в вещественность. Одним из создателей этого мира и по совместительству центральным божеством местного пантеона выступает убиенный император Павел I – на самом деле он, конечно, не был убит, а навсегда переместился в Идиллиум, где обрел возможность всячески улучшать и совершенствовать воздвигнутую им грезу. Наследниками Павла на престоле Идиллиума становятся смотрители и, в частности, главный герой книги – Алексис де Киже. В их обязанности входит поддерживать порядок на фантомных территориях Идиллиума и противостоять козням антагониста – некоего Великого Фехтовальщика, который по неизвестной причине преследует всех смотрителей и одного за другим лишает жизни.

Это самый общий план сюжетной линии «Смотрителя». Пелевин в этот раз сделал еще одно исключение – решил разделить свой труд на два не очень увесистых тома. Явно коммерческий ход, он ставит читателя в щекотливое положение: первый том не дает никаких очевидных ответов, поэтому остается надеяться на второй. Однако если кардинального слома в нем не запланировано, то, вероятнее всего, Пелевину вновь достанется от критиков.

«Смотритель» – этакая затянувшаяся галлюцинация в исполнении главного мистификатора современной русской словесности. Она настолько же изящна, насколько утомительна: на протяжении нескольких сот страниц нас подводят к мысли, что все сущее – обман и мираж, и если вы не хотите остаться один на один со своей грезой, то ваша задача – заставить поверить в нее кого-нибудь еще. Пелевин (даже в рамках абсолютно коммерческих художественных инициатив) не разочаровывает. Но, к сожалению, уже не восхищает.

Рекомендации «bc»: ознакомиться

Фото: www.kino-teatr.ru

 
По теме
Машину Айраса Кучукбаева подрезала иномарка лихачей, которые затем разбили в его новом авто стекло   Архив ИД «Компаньон» На трассе Пермь-Краснокамск неизвестные на Toyota Camry «подрезали» автомобиль бывшего замес
Согласно предъявленному обвинению старший госинспектор отдела выездных проверок налоговой инспекции, имея доступ к автоматизированной информационной системе налогообложения, где,
Одна из улиц Мотовилихинского района будет носить имя Владимира Перепелицына - Министерство здравоохранения Общественный совет по топонимике г. Перми поддержал инициативу Городской клинической больницы №4 присвоить улице в одном из новых микрорайонов Мотовилихи имя хирурга Владимира Перепелицына (1946-2005).
Министерство здравоохранения
Экскурсия в ГБУЗ ПК «ПССМП» - Базовый медколледж 25 марта наших первокурсников специальности «Лечебное дело» открытыми дверями встретила Пермская станция скорой медицинской помощи.
Базовый медколледж
Театр-Театр - Новый Компаньон Спектакли покажут театры из Новоуральского, Красноярска, Чебоксар и Санкт-Петербурга   Театр-Театр В Перми начались гастроли Новоуральского театра музыки.
Новый Компаньон