19 мая в СССР отмечался День пионерии. Пионерское прошлое есть у каждого жителя нашей страны старше 30-ти. А сколько фильмов снималось про благородных отроков, совершающих подвиги! Мы вспомнили самые смешные из них.
Идеологически правильные пионеры - это, конечно, Тимур плюс вся его команда, нудный образцово-показательный Миша из «Бронзовой птицы» и «Кортика» и многие другие, словно по шаблону нарисованые, приличные мальчики. Однако повзрослевшие и пережившие Комсомол-перестройку- развал Союза- кризис дяди и тети вспоминают чаще самых отвязных или нестандартных героев. И фильмы хочется пересматривать смешные. Ведь они горазде интереснее! А хорошим девочкам, в том числе, и зрительницам женского пола, как водится, нравятся хулиганы.
Символами желанной свободы в советском кино стали веселые простые парни, иногда с тройками в дневнике, с синяками и кучей приключений в «резюме». Или странные, как говорят, не от мира сего. Сегодня картины про «неотличников» или школьников вне стандарта с удовольствием смотрят и дети созревших пионеров.
Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещен
Пожалуй, первый самый яркий фильм про школьников, режиссер которого попытался показать, что дети бывают разные. А не только идеологически выверенные ботаники и герои.
История создания: Советская комедия Элема Климова была снята в 1964 году . Фильм поразил зрителей юмором, специфичным для пионерских лагерей и острой социальной сатирой на хрущевскую эпоху. Смелая по тем временам концепция!
Прежде, чем картина вышла в широкий прокат, ее просматривал худсовет. Режиссер вспоминал: « Весь фильм стояла гробовая тишина. Естественно, думали, что картина с треском провалилась . Лента закончилась, и в такой же гробовой тишине «товарищи» покинули кинозал. Фильм немедленно положили на полку, в частности, худсовет охарактеризовал финал, как издевательство над «кукурузной программой» , в то время активно продвигавшейся Хрущевым.Однако буквально за несколько дней до (1 Мая) кто-то сумел уговорить генсека посмотреть. И Хрущев смеялся, а потом спросил: «А чего вы этот фильм держите? Смешно ведь, пускайте в прокат». Все: антихрущевский фильм разрешил сам Хрущев !»
Фильм вышел на экраны страны 9 октября 1964 года , а «Постановление Пленума ЦК КПСС о снятии Н. С. Хрущева» - через неделю.
Герой : Пионер Костя Иночкин . По сюжету набедокурившего мальугана изгнали из рая вкусных котлет, компотов, развлечений и игр. А он, как ни в чем ни бывало, возвращаестя в лагерь и прячется в будке. О том, что Костя в лагере, знают абсолютно все... кроме директора-самодура. Скромный и простой парень, которому сочувствуют и подкармливающий горе-ребенка персонал, и ребята. Он завершает свой путь в фильме триумфатором, в самой престижной должности - в роли Царицы полей -Кукурузы на параде.
Факты : По сюжету детям показывают в кинотеатре французский фильм «Фанфан-тюльпан ». В советском кинопрокате он имел возрастные ограничения «с 16 лет». Поэтому вожатые, собравшиеся возле киномеханика, все «сомнительные» сцены закрывали от школьников картонкой.
Цитаты : Фильм просто-таки разобран на крылатые выражения.
Девочка с обручем: « Здесь зрители аплодируют, аплодируют, кончили аплодировать »
Товарищ Дынин: « Что ни день — сто грамм, что ни день — сто грамм »
Особенно очаровательна песенка про космонавтов, бестактно сорванная товарищем Дыниным.
Ну и конечно классика: «А че это вы здесь делаете? Ааа?»
Приключения электроника
Этот фильм про несуществующего мальчика-робота со сверхспособностями стал хитом начала 80-х.
История создания : Картина была снята на Одесской киностудии по мотивам фантастических повестей Евгения Велтистова «Электроник — мальчик из чемодана» и «Рэсси — неуловимый друг». Премьера фильма состоялась в 1980 году.
Планировалось, что Электроника и Сыроежкина сыграет один мальчик, но режиссер задумал снимать близнецов, и ассистенты отсмотрели больше сотни пар братьев по всей стране. Владимир и Юрий Торсуевы были по счету 368-й парой. На эти пробы ребята пришли в лютый сорокоградусным мороз, и кроме них больше никто на кастинг пришел. От исполнителей главных ролей требовалось, чтобы юные артисты умели играть на гитаре, танцевать под музыку, ездить на мопеде и хотя бы немного петь.
Герои : Два внешне абсолютно одинаковых парня отличаются по характеру, как небо и земля. Зануда перфекционист, отличник, поющий голосом Лоретти и нормальный такой хулиганистый любитель прогуливать ненавистные занятия, лодырь. Да, Сыроежкин далек от идеала. Даже дома ему тесно и поэтому он предпочитает проживать в гараже, где сам себе хозяин. Зато у него есть главное преимущество : он, в отличие от своего клона, – человек . С обаянием, с живыми эмоцими. То есть, именно тот, кем мечтает стать Элктроник.
Факты : Цветопередача советской пленки «Свема» была такова, что молодым актерам приходилось накладывать плотный грим и ярко красить губы (и только розовой помадой, потому что красная на пленке имела синеватый оттенок). А еще братьям красили волосы в яркий блонд по моде тех лет.
Музыку к фильму написал композитор Евгений Крылатов . Режиссер заставлял композитора по нескольку раз переделывать мелодию. Дошло то того, что однажды Крылатов, споря с шефом, побрел в тапочках на босу ногу и без пальто до Белорусского вокзала, а на улице стояла холодная осень.
Цитаты :
«Урри, где у него кнопка ?»
- Руки у тебя золотые!
- Нет, только контакты платиновые.
«У, чурбан железный, чтоб ты заржавел!»
- Чего ты хочешь?
— Быть как вы.
— Точнее.
— Всегда поступать по-своему. И делать то, что мне нравится. В общем, быть человеком.
Приключения Петрова и Васечкина
История создания : Снятая в 1983 году картина впервые была показана год спустя. Фильм получился похожим на сериал: общего сюжета он не имел, а делился на 5 историй . Кинокомедия сразу же стала суперпопулярной среди детей и взрослых.
А вообще персонажи Петров и Васечкин впервые появились на экране в киножурнале «Ералаш» в 1976 , но их фамилии там даже не упоминались. Через пару лет в «Ералаше» вышел выпуск № 15, где был ролик « Я играю на гармошке », в котором главный герой получил фамилию Васечкин (Петров там был второплановым персонажем). А вскоре уже оба парня появились в тележурнале «Переменка».
Кстати, для автора - Владимира Аленикова - фильм стал автобиографическим. Образ Васечкина он создал на основе самого себя в том возрасте, а прообразом Петрова стал друг его детства Петя Брандт.
Вначале лента попала под жесткую цензуру, но в то же время с успехом прошла по зарубежным кинофестивалям. В 1983 году после отказа со стороны всех инстанций Алеников сумел пригласить на просмотр дочь первого секретаря ЦК КПСС Юрия Андропова , работавшую замом главного редактора журнала «Музыкальная жизнь». Ну и все решилось в пользу картины .
Герои : Два мальчика, влюбленных в свою одноклассницу, отличницу Машу, пытаются хоть как-то угнаться за прекрасным большеглазым кумиром, но постоянно попадают в нелепые ситуации . То переусердствуют в ремонте класса, так что дверной проем заклеят обоями, то испортят спектакль про «Красную шапочку», то играют в рыцаря Дон Кихота, разрушая все и вся на своем пути. Гордая успешная красавица относится к ним снисходительно. Но можно только позавидовать их упорству и оптимизму.
Факты : Егора Дружинина, который в детстве сильно шепелявил, в фильме озвучивал Игорь Сорин , будущий солист группы «Иванушки International» (с 1995—1998). Тем не менее реальный голос исполнителя главной роли в картине все же можно услышать. В самом начале в песне «О родителях» есть момент, когда Васечкин произносит нараспев две реплики (« Но рядом ходят взрослые — они все знают лучше » и «Ах, мы бы все, поверьте, так здорово придумали» ). Дружинина в этом месте не переозвучивали.
За съемочный день дети-актеры получали по 5 рублей. Работа над фильмом продолжалась 2 года.
Цитаты :
« Какой же это бык? У него вымя. Это корова! »
" Какая хорошая девочка! Как она замечательно рисует!"
"И пилит"
« Эх, Маша...Ладно, ладно...»
Гостья из будущего
История создания : Детский пятисерийный телевизионный художественный фильм был снят в 1983—84 годах кинорежиссером Павлом Арсеновым по мотивам фантастической повести Кира Булычева «Сто лет тому вперед» (1977). И тоже стал культовым. О несомненной популярности картины свидетельствует появление в детском фольклоре анекдотов про некоторых его персонажей.
Во второй половине 1980-х фильм сделал настоящей звездой 12-летнюю московскую школьницу — юную киноактрису Наташу Гусеву , сыгравшую роль Алисы Селезневой.
Как обычно случалось в советском кинематографе, исходный сценарий из-за цензуры изменился местами до неузнаваемости, многие вещи, написанные у Булычева, в фильм так и не вошли.
Например, пираты в исполнении Вячеслава Невинного и Михаила Кононова были любимы зрителями ничуть не меньше положительных персонажей. Высокие технологии позволяли им перевоплощаться в кого угодно, что добавляло сюжету закрученности. Однако некоторые эпизоды начальство вырезало.
Пропал и момент, где Коля ведет диалог с флиппом (по сценарию летающее такси называлось, кстати, «пузырем»). Коля берет управление на себя, а агрегат говорит, что мальчик превысил скорость и что игры в пиратов в воздухе запрещены.
Факты : В сцене, где отец Алисы разговаривает с «ученым»-Крысом на его родном языке, в качестве имитации инопланетной речи используется запущенная задом наперед фраза-скороговорка « От топота копыт пыль по полю летит» .
Осенью 2001 года в московском парке Дружбы близ станции метро «Речной вокзал» была заложена рябиновая аллея в честь Алисы, на открытие которой был приглашен Кир Булычев.
Миелофон , вокруг которого разыгрался весь сыр бор, изобразил обычный уральский сувенир , полупрозрачный, необработанный кварц.
А крокодил , которого изучала Алиса, был сделан из пенопласта и выглядел ненатурально по вине водолазов. Им не удалось его достаточно притопить.
Герои : Сама Алиса, конечно, эталон и мечта. Именно о таких школьниках грезили учителя: примерное поведение и одни пятерки. Но уж слишком нереальной она получилась! Даже страшно. А вполне земной мальчик Коля вышел слишком любопытным. Как впрочем, и весь класс, в который попадает гостья из будущего. Приключения с миелофоном им гораздо интересней, чем уроки. Зато Алису спасли.
Цитаты :
« Девочки в пижамах, остановитесь! »
« Ну понимаете, я за кефиром пошел, а тут такие приключения! »
И наконец незабвенное: «Алиса, у меня МИЕЛАФОН!»
Каникулы строгого режима
История создания : Кинокомедия 2009 года режиссера Игоря Зайцева, снятая по мотивам одноименного романа Андрея Кивинова и Федора Крестового .
Фильм пользовался большим зрительским успехом — за первые две недели проката в России он собрал больше $15 млн , что является одним из самых лучших показателей за историю отечественного кинопроката. А за все время проката в нашей стране собрал $17 566 040.
Как писали критики, главное достоинство картины — практически полное отсутствие «туалетного юмора». Меж тем фильм изобилует «милицейским» юмором и также цитатами прошлых лет. Это и «Джентльмены удачи», и «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», и «Калина красная».
Герои : Перед зрителем предстает не то что «неправильный» пионер, а целых два «неправильных» вожатых . Матерый вор-рецидивист по кличке Сумрак, «беглый зек», авторитет для всех заключенных и Евгений Кольцов — бывший милиционер, случайно убивший коллегу по работе. Герой Сергея Безрукова не стесняется в выражениях, наводя порядок в лагере, и даже не знает, кто такой Макаренко, а лох-несское чудовище называет лоховским. Но дети без ума от его изобретательности и находчивости. Ему даже удается очаровать воспитательницу.
Факты : Автор романа, по которому поставлен фильм, — Андрей Кивинов - много лет проработал в органах , а его коллега по перу Крестовой сам девять лет провел на зоне.
Первый показ картины состоялся в Федеральной службе исполнения наказаний.
В сцене на празднике в пионерлагере звучит слегка измененная главная тема из фильма «Пираты Карибского моря: Проклятие «Черной жемчужины»»
Цитатами могли бы стать все цветастые тирады на бандитском жаргоне от Сергея Безрукова:
- А весла нет?
— Какого весла?
— Виктор Сергеич ложку просит.
« Я те че, бык театральный? »
- Может водочки?
-А пиво есть?
-Пива нет. Здесь же дети!
— Ты че, мусор? Какой я тебе черт?
— Какой я тебе мусор? Мы не на зоне. Здесь черт — сказочный персонаж, а петух — птица .
« Кому не доходит через голову, постучу в печень ! »