Искусствоведы и режиссеры – частые гости: пермский собиратель превратил квартиру в музей антиквариата

Искусствоведы и режиссеры – частые гости: пермский собиратель превратил квартиру в музей антиквариата
Искусствоведы и режиссеры – частые гости: пермский собиратель превратил квартиру в музей антиквариата
Искусствоведы и режиссеры – частые гости: пермский собиратель превратил квартиру в музей антиквариата
Искусствоведы и режиссеры – частые гости: пермский собиратель превратил квартиру в музей антиквариата
Искусствоведы и режиссеры – частые гости: пермский собиратель превратил квартиру в музей антиквариата
Искусствоведы и режиссеры – частые гости: пермский собиратель превратил квартиру в музей антиквариата
Искусствоведы и режиссеры – частые гости: пермский собиратель превратил квартиру в музей антиквариата
Искусствоведы и режиссеры – частые гости: пермский собиратель превратил квартиру в музей антиквариата
Искусствоведы и режиссеры – частые гости: пермский собиратель превратил квартиру в музей антиквариата
Искусствоведы и режиссеры – частые гости: пермский собиратель превратил квартиру в музей антиквариата
Искусствоведы и режиссеры – частые гости: пермский собиратель превратил квартиру в музей антиквариата
Искусствоведы и режиссеры – частые гости: пермский собиратель превратил квартиру в музей антиквариата
Искусствоведы и режиссеры – частые гости: пермский собиратель превратил квартиру в музей антиквариата
Искусствоведы и режиссеры – частые гости: пермский собиратель превратил квартиру в музей антиквариата
Искусствоведы и режиссеры – частые гости: пермский собиратель превратил квартиру в музей антиквариата
Искусствоведы и режиссеры – частые гости: пермский собиратель превратил квартиру в музей антиквариата
Искусствоведы и режиссеры – частые гости: пермский собиратель превратил квартиру в музей антиквариата
Искусствоведы и режиссеры – частые гости: пермский собиратель превратил квартиру в музей антиквариата
Искусствоведы и режиссеры – частые гости: пермский собиратель превратил квартиру в музей антиквариата
Искусствоведы и режиссеры – частые гости: пермский собиратель превратил квартиру в музей антиквариата
Фото: z9.d.sdska.ru
Квартира Аркадия Константинова – настоящий музей антиквариата

Портал 59.ru продолжает рассказывать о коллекционерах, тесно связанных с Пермской художественной галереей. Мы уже знакомили вас с собирателем русского фарфора Галиной Курановой и собирателем живописи Серебряного века Виктором Селивановым

В увлечении героя сегодняшнего материала сложно выделить одно направление. В его домашнем музее есть все – от старинных английских роговых свистков и ручек Parker до сундуков русских купцов и буфетов в стиле сталинского ампира. Но именно поэтому к Аркадию Константинову часто обращаются российские и зарубежные музеи, театры, киностудии для того, чтобы использовать в работе подлинные экспонаты.

Аркадий Константинов создал дома музей антиквариата

Аркадия Александровича можно назвать не иначе как собирателем истории. А его небольшую квартиру в одной из пермских многоэтажек – машиной времени.

– Проходите и присаживайтесь, – Аркадий Александрович провожает нас в комнату и указывает на два старинных, обшитых бархатом кресла. Они могли бы прекрасно дополнить экспозицию какого-нибудь музея и демонстрироваться с табличкой «Руками не трогать» на выставках. Но для пермского собирателя это, в первую очередь, просто кресла. И на них нужно просто сидеть.

Всякий предмет в его квартире используется по назначению

– Вы не переживайте. Большинство экспонатов в моей коллекции живут и используются по назначению, – говорит Константинов.

Между креслами стоит венский столик конца XIX века. Это для Аркадия Александровича тоже просто столик, а не экспонат. За ним он пьет чай холодными (как сейчас) летними вечерами или пишет заметки.

– Изготовлен столик австрийской фирмой «Братья Тонет». Ее основатели изобрели способ изготовления мебели из гнутого ореха. Живую ореховую ветвь изгибали в соответствующий вензель, и она росла, предназначенная стать деталью стула, стола, кушетки... Высший пилотаж мебельного мастерства, – говорит Константинов.

Аркадий Александрович живет в двухкомнатной квартире многоэтажного дома в Мотовилихе. Две комнаты, балкон с панорамными окнами, кухня, коридоры до отказа забиты экспонатами его многочисленных коллекций. Сейчас Константинов готовится передать часть из них в Санкт-Петербургский музей – для выставки об эвакуации 1941–1942 годов. Война – одна из наиболее основательно исследуемых им тем.

Вся квартира коллекционера заставлена экспонатами

Знакомство с историей и началось у собирателя, когда он был еще дошкольником и жил не в Перми, а в небольшом поселке Рощино под Выборгом.

– Мое детство прошло на линии Маннергейма (комплекс оборонительных сооружений между Финским заливом и Ладогой 132-135 км длиной, созданный в 1920–1930 годы на финской части Карельского перешейка для сдерживания возможного наступательного удара со стороны СССР. – Прим. ред .). В начале 60-х там еще ДОТы стояли (долговременная оборонительная точка. – Прим. ред .), по лесам – россыпи стреляных гильз, змеилась колючая проволока, ржавели штабеля касок. Начнёшь иное дерево пилить – наткнёшься на вросшие в него осколки снарядов. Даже козе нашей служил хлевом финский ДОТ из гранитных глыб. Ещё не было никаких черных копателей, и я жил в своего рода музее под открытым небом.

У собирателя есть целая коллекция саквояжей

Затем мальчишку отправили к родне в глухую удмуртскую деревушку Вожой.

– Это даже не деревня, а в леспромхозовский посёлок. Обстановка в избах самая архаичная: большие печи, лавки, сундуки. Только недавно провели электричество и на случай перебоев с ним с потолка свисали керосиновые лампы, которые я теперь собираю, потому что это для меня память. Но главное – я прикоснулся к совершенно иному пласту народной культуры – удмуртской – со своей атрибутикой, интерьером, традициями.

После Удмуртии было Закавказье. Там начинающий собиратель играл старинными монетами и гулял по заброшенным аулам.

– Потом, второклассником, я попал в краеведческий музей Краснодара. И был очарован увиденным. Вернувшись домой, принялся играть в музей. Собирал и складывал под снятые на лето оконные рамы – старинные и не очень – предметы, особенно те, что остались от войны. Все, что находил в лесу, в прибрежном песке, в противотанковом рву... Именно тогда я впервые ощутил непреодолимую тягу к коллекционированию.

Константинов собирает патефоны, швейные машинки, самиздат, телефоны, костяные свистки и многое другое

Как ни странно, но к увлечению Аркадия Константинова подтолкнуло и то, что ему не повезло с первым учителем истории.

– Вел уроки директор школы, который использовал время в основном для того, чтобы ругать нас за плохое поведение и нерадивость в учёбе. Вопреки ему, может быть, даже назло, я стал заниматься своей историей, альтернативной. Доказывал самому себе, что история может быть другой, не такой, как нудно и схематично излагается им, а интересной и даже захватывающей. Много читал.

Константинов начал собирать свой музей еще в детстве

Аркадий Константинов стал историком-коллекционером. Защитил кандидатскую диссертацию. После чего еще и журналистикой занялся, в качестве военного корреспондента прошёл семь горячих точек – в Абхазии, Чечне, Югославии, Таджикистане, Южной Осетии, Дагестане, Кабардино-Балкарии.

– Только представьте, Сараево или Грозный... Полуразрушенные дома как разбитые выброшенные на улицу шкатулки. Война выплеснула быт наружу. Я бродил среди развалин, изучая по этим хаотически разбросанным фрагментам, какой была там мирная жизнь. Кое-что шло на пополнение коллекций и архива, кое-что – дочурке (к примеру, игрушки от «Киндер сюрпризов»).

Многие вещи собирателю достались, когда он работал военным корреспондентом

Когда, как говорит собиратель, в его жизни наступил «период стабильности» без войн и командировок, появилась возможность путешествовать. И каждая поездка в новую страну была для него погружением в другой мир, поколение, культуру. В другое время и пространство.

– Все мои поездки исследовательские. Вместе с местными жителями я просто сажусь в обычный автобус, чтобы смотреть на подлинную, а не витринную жизнь стран. К тому же, всегда посещал рынки, антикварные лавки, собратьев-коллекционеров, приобретая всё новые и новые экспонаты для коллекции.

Практически все фотоаппараты в коллекции – рабочие

Так, почти за полвека, Аркадий Александрович собрал несколько тысяч предметов антиквариата разных эпох, стилей, направлений. Кажется, в его коллекции есть все. И собиратель говорит, что специально не сосредотачивается на чем-то одном, а просто работает с тем, что характеризует время.

– Все, чему больше 50 лет, – это уже антиквариат и это меня интересует. Но одна из самых многочисленных и самых дорогих моему сердцу коллекций – чемоданы. По ним можно «прочитать» время, узнать о характере владельца и о тех местах, где он побывал.

Самая многочисленная – коллекция чемоданов

Например, в коллекции Константинова есть каретный сундук XVIII века, созданный мастером Марешалем – учителем Луи Виттона. Его использовал граф Александр Строганов, когда на семь лет уехал во Францию. Или чемодан из Англии 60–70 годов XIX века, обитый гобеленом. Он «пришел» в Россию в качестве трофея военнослужащего Красной Армии и был по всем сторонам «помечен» инициалами владельца. Одно из последних приобретений коллекционера – кофр одного из первых элитных автомобилей Европы. В 45-м году советский офицер также взял его в качестве трофея и прикрутил к нему ручки от снарядного ящика, чтобы удобнее было везти домой. 

В коллекции Константинова есть каретный сундук XVIII века, созданный мастером Марешалем – учителем Луи Виттона. Его использовал граф Александр Строганов

Одно из последних приобретений коллекционера – кофр одного из первых элитных автомобилей Европы

– Но вы ведь не собираете все подряд. Наверняка, существуют какие-то критерии отбора?

– Главное для меня – вещь должна отражать ту или иную эпоху, явление, личность. Означать больше, нежели та функция, которую она некогда исполняла. В ней должна «говорить» история.

– Как вам достаются все эти вещи?

– Первый путь – на «блошином рынке». Куда бы я не путешествовал, я обязательно зайду на какой-нибудь уличный маркет. Второй путь – мне вещи отдают или продают люди, у которых таковые раньше просто лежали мёртвым грузом. Третий путь – свалки и мусорки. Да-да, мусорки. Иногда утром я обхожу контейнеры и практически никогда не возвращаюсь без чего-то интересного, – отвечает Аркадий Александрович. – Вот, например, шляпница 30-х годов, саквояж или старая пудреница ручной работы. Все нашел на мусорке. Многие экспонаты достаются мне в ужасном состоянии, поэтому приходится тщательно восстанавливать их.

Эту старую пудреницу Константинов нашел на мусорке

– Вы сильно отличаетесь от тех коллекционеров, которые собирают что-то одно – картины, фарфор, монеты, драгоценные камни. Они тратят на все это огромные деньги и потом показывают коллекции лишь узкому кругу своих знакомых.

– Коллекционеры сосредотачиваются на какой-либо теме. А я фильтрую и выбираю несколько направлений. Моя коллекция открыта, я люблю говорить о ней, потому что в том числе благодаря этому нахожу новые экспонаты, – говорит Аркадий Константинов. – Знаете, я больше даже не коллекционер, а собиратель. И это мое призвание.

Аркадий Александрович любит говорить о своей коллекции и показывать ее

В квартире Аркадия Александровича актеры, режиссеры и искусствоведы – частые гости. Он помогает музеям создавать выставки, предоставляет атрибуты для съемок фильмов (например, «Географ» и «Отчий берег») или для театральных постановок (например, «Золушка» в Пермском театре оперы и балета, «Конституция» в Театре-Театре, «Тёркин» в Доме актёра).

Многие из тех вещей, которые «работают», не помещаются в квартире, поэтому хранятся в нескольких обширных сараях коллективного сада в Егошихинском логу. Здесь, в заколоченных домиках, поросших травой и кустарниками, есть предметы на все случаи жизни: набор валенок, стулья, стол эпохи конструктивизма, деревянная стиральная машина, жестяная и эмалированная посуда (часть которой, кстати, сейчас выставляется в Центре городской культуры), ткани, фуфайки, кровать с сеткой... Десятки, сотни элементов, которые можно объединять и создавать целые музеи, выставки.

– Я очень часто сюда хожу, и не только чтобы проверить сохранность. Здесь я пытаюсь уложить все в своей голове, скомпоновать предметы, понять, как и где их можно использовать, как восстановить. Работы очень много. Но это мое все.

У Аркадия Александровича есть несколько складов с предметами, которые можно использовать на съемках, выставках

В этом помещении, например, все – только железное

Часть экспонатов сейчас на выставке в ЦГК

Еще одна «сокровищница» Аркадия Константинова находится в Речном училище. Здесь его антикварные вещи отлично вписываются в военную экспозицию кабинетного музея. Например, брюки моряка 1872 года, лысьвенская каска или кожаное пальто летчика начала XX века.

– Мечта моя – открыть в Перми музей, посвященный флоту. Интерактивные музей, где все можно взять в руки, примерить, послушать... Ведь именно по такому принципу я и являю миру свои коллекции.

Еще одна «сокровищница» Аркадия Константинова находится в Речном училище

Коллекционер показывает студентам форму военных лет

Практически всю экспозицию Константинов сделал сам

Несколько экспонатов из коллекции Аркадия Александровича сейчас выставляются в Центре городской культуры

 
По теме
Автор: Вадим ПАНДЖАРИДИ | Фото автора Герой нашей рубрики – историк по образованию и коллекционер по призванию Аркадий Константинов.
Машину Айраса Кучукбаева подрезала иномарка лихачей, которые затем разбили в его новом авто стекло   Архив ИД «Компаньон» На трассе Пермь-Краснокамск неизвестные на Toyota Camry «подрезали» автомобиль бывшего замес
Согласно предъявленному обвинению старший госинспектор отдела выездных проверок налоговой инспекции, имея доступ к автоматизированной информационной системе налогообложения, где,
22 марта 2024 года  Лысьвенский городской суд провозгласил обвинительный приговор в отношении лысьвенца, признав его виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.159 УК РФ и двух преступлений,
            Мотовилихинским районным судом города Перми рассмотрено уголовное дело в отношении ранее неоднократно судимого жителя Пермского края, совершившего два преступления,
Одна из улиц Мотовилихинского района будет носить имя Владимира Перепелицына - Министерство здравоохранения Общественный совет по топонимике г. Перми поддержал инициативу Городской клинической больницы №4 присвоить улице в одном из новых микрорайонов Мотовилихи имя хирурга Владимира Перепелицына (1946-2005).
Министерство здравоохранения
Экскурсия в ГБУЗ ПК «ПССМП» - Базовый медколледж 25 марта наших первокурсников специальности «Лечебное дело» открытыми дверями встретила Пермская станция скорой медицинской помощи.
Базовый медколледж
Театр-Театр - Новый Компаньон Спектакли покажут театры из Новоуральского, Красноярска, Чебоксар и Санкт-Петербурга   Театр-Театр В Перми начались гастроли Новоуральского театра музыки.
Новый Компаньон