Трудно быть с богом

Фото: www.newsko.ru

В  Фестивальном доме Перми на  прошлых выходных в  рамках Лаборатории современного зрителя прошла встреча с  кинооператором Юрием Клименко. Пятикратный лауреат кинопремии «Ника» снял такие известные картины как  «Прогулка», «Трудно быть богом», «Дневник его  жены», «Чёрная роза  — эмблема печали, красная роза  — эмблема любви». Он  работал над  картинами Сергея Параджанова, Алексея Германа-старшего, Киры Муратовой и  других выдающихся режиссёров. Юрий Клименко рассказал о  том, как  выстраивается работа оператора с  автором фильма, как  снимали «Трудно быть богом» и  за  что  он  любит музеи.

Фото:  Константин Долгановский

Общение с  кинооператором началась с  вопроса о  том, как  Юрий Клименко начинает работу над  картиной. Оператор ответил, что  сценарий является основой любой работы над  фильмом.

«Совместно с  режиссёром и  художником мы  досконально и  детально разбираем сценарий. Как  раз  в  этот момент и  рождается кинематограф. Сценарий  — это  вербальная структура. Поэтому, когда мы  его  читаем, перед нами встают картинки, оборачивающиеся в  длительные разговоры. По  сути, понимая главную задачу режиссёра, оператор и  художник приспосабливают визуальный ряд  в  выражении основной идеи фильма»,  — пояснил Юрий Клименко.

Дальше, как  сказал оператор, начинается «скучная и  долгая работа»  — создание раскадровки фильма. После проб оптики и  режимов освещения начинается процесс съёмок: «Это кошмар, ужас и  катастрофа. Но  тем  не  менее, на  съёмках начинается работа с  актёром. Часто оказывается так, что  ранее спланированные кадры не  годятся для  реального актёра в  реальном пространстве при  реальной камере. Они  могут не  работать на  главную идею режиссёра. Съёмочный процесс такой долгий, именно потому что  мы  пытаемся приспособить к  съёмке актёров и  пространство». В  последнем этапе перед премьерой  — монтаже фильма  — Юрий Клименко обычно не  принимает участие.

— Как  соединяются разные видения об  идеальной картине режиссёра, оператора и  художника?

— Основные видения о  картине решаются путём прихода к  согласию или  несогласию. Кино  — искусство синтетическое, его  невозможно сделать одному человеку. Автор фильма  — это  режиссёр, с  этим все  согласны. Но  на  деле оказывается, что  невозможно делать фильм без  оператора и  художника. В  результат вливаются все  трое и, конечно, актёры. Сводит концы с  концами режиссёр.

— Вы  работали с  разными режиссерами: Алексей Герман, Сергей Параджанов, Алексей Учитель, Кира Муратова, Станислав Говорухин. Есть ли  у  них  принципиальная разница в  работе с  оператором или  же  есть общая тенденция?

— Конечно, все  работают по-разному. И  я  для  каждого режиссера тоже разный. Я  не  могу снимать одной краской. Если в  картине Алексея Германа немыслимо увидеть статичный кадр, камера всё время движется, меняется свет, то  в  картине Сергея Параджанова было бы  очень смешно увидеть движение.

В  работе с  Параджановым я  снимаю, может быть, против себя. Оператору интересно, если изображение максимально пластично. Снимая с  Параджановым, я  не  только себя держу за  руки, но  и  его, потому что  он  снимает фронтальное кино со  статичной композицией. Если он  требует: «Принесите мне  кран»  —, я  отказываюсь (в  его  же  пользу).

Вот  мне  говорят: «Мы узнаем ваш  почерк там, там, и  там». Значит плохо я  снимал, если во  всех картинах он  виден. В  каждом фильме должно быть своё решение.

Юрий Клименко с  детства интересовался кино и  фотографией. Но  обстоятельства сложились так, что  несколько лет  он  учился в  университет на  инженера, при  этом занимаясь любительским кино. Параллельно учёбе Юрий Клименко поступал во  ВГИК. С  третьего раза «чисто случайно поступил».

«Понимаете, я  закончил школу и  у  меня не  было никакой надежды поступить во  ВГИК: там  курс 10  человек, а  в  стране на  то  время живёт около 300  млн. Я  должен сказать, что  обучение на  инженера хорошо на  меня повлияло. Технический вуз  формирует сознание, сильно помогает образному мышлению»,  — рассказывает оператор.

Обсуждение коснулось фильма «Трудно быть богом», который Алексей Герман-старший снимал 6  лет. Юрий Клименко был  оператором картины в  начале и  в  конце: промежуточный период снимал Владимир Ильин.

«Я в  этой картине снимал натуры, павильоны  — Ильин. Потом Володя заболел. Герман позвонил и  сказал, что  оператор умер, а  ему  нужно заканчивать картину. Финальные сцены на  Финском заливе снимались очень долго из-за холода и  сильного ветра. Потом Герман монтировал фильм 5  лет, а  позже умер. Картина была не  закончена, но  уже  почти собрана»,  — объяснил Юрий Клименко.

Действие «Трудно быть богом» происходит в  фантастическом средневековье. Для  съёмок были отобраны и  достроены 5  замков в  Чехии, рассказал оператор. Он  подчеркнул, что  вся  съёмочная группа действительно находилась по  колено (иногда по  пояс) в  грязи. Каждый замок застилался войлоком. Торф привозили на  съёмочную площадку грузовиками и  мешали с  водой. Чтобы камера могла ездить по  грязи, специально строились дощатые дороги.

«Группа вся  в  грязи. На  самом деле это  очень тяжело. Герман, в  отличие от  других режиссёров, проводил 10  репетиций и  1  день съёмок. Он  говорил: «Это очень сырая сцена». При  этом все  репетиции, несмотря на  грязь, проходили в  полной амуниции. Мне  это, честно говоря, диковато. Но, как  ни  странно, результаты есть»,  — сказал оператор.

При  подготовке к  картине Юрий Клименко всегда погружается в  материал, который может быть полезен для  визуального ряда картины. Для  него важно, чтобы происходящее в  сценарии не  было чужим миром. Поэтому он  при  любой возможности посещает музеи и  библиотеки.

На  встрече оператор рассказал, что  после посещения пермской художественной галереи на  него «пролился золотой дождь». Он  подчеркнул уникальность экспозиции галереи: «Какая у  вас  чудесная экспозиция, какие сокровища в  вашем городе хранятся! Я  с  ума  сошёл. Это  нечто необыкновенное, и  я  приеду сюда из-за этих чудесных картин».

Фото:  Константин Долгановский

— Что  для  вас  является критерием искусства?

— Потому так  много спекуляций на  искусстве, что  его  сложно объяснить: ты  чувствуешь или  не  чувствуешь. Бывший директор музея  им. Пушкина мадам Антонова сказала, что  инсталляция  — это  очень креативно, но  это  не  искусство. Приходит художник и  говорит, что  так  видит и  чувствует, а  мы  ему  обязаны верить. Но  на  самом деле он  принёс фальшивку. Я  думаю, что  отличать или  чувствовать искусство помогает образование.

— Теодор Курентзис как-то сказал, что  музыки стало слишком много и  её нужно ограничивать. Не  считаете ли  вы  также про  кино?

— Конечно, считаю. Поймите, что  это  выходит за  рамки человеческой осязаемости. Вы  можете прийти в  музей и  посмотреть на  Мону Лизу. Когда на  каждого несут тысячу пакетов с  Моной Лизой, в  музей уже  ходить не  надо. Но  при  этом вы  почувствуете, как  что-то потеряли. Сейчас этим пользуется торговля, заставляя нас  покупать. Я  жалею о  времени, когда не  существовало грамзаписи, были только музыканты и  музыкальные инструменты. Тогда если бы  ты  пришёл на  концерт и  услышал струнный квартет, то  ушёл переполненный.

Сейчас Юрий Клименко закончил картину режиссёра Сергея Ливнева, который известен как  сценарист фильма Сергея Соловьёва «Асса». Психологическая картина под  названием «Вангоги» расскажет камерную историю о  взаимоотношениях отца и  сына, смерти родного человека и  прощении.


Рината Хайдарова корреспондент
 
По теме
 
 
Виртуальный ноябрь - InfoMir59.Ru Концерт памяти Хворостовского, премьеры «Литургии» и «Сказаний о святых земли Пермской»  Во второй половине ноября краевая филармония предлагает поклонникам музыкального искусства прямые и архивные трансляции из Орган
16.11.2018
«Черный лесоруб» пойман в Гремячинске - Ветта Ущерб от его действий превысил 9 миллионов рублей. Уголовное дело в отношении индивидуального предпринимателя рассмотрел Губахинский городской суд.
16.11.2018 Ветта
Суд Краснокамска вынес приговор в отношении 44-летнего местного жителя. Он признан виновным в совершении двух преступлений.
16.11.2018 ГУ МВД Пермского края
С 6 по 8 ноября в г. Москве прошел I Всероссийский съезд директоров клубных учреждений, в котором приняли участие 78 субъектов страны, в том числе 19 республик, 7 краев, 45 областей,
16.11.2018 Газета Новый день
Предметом обсуждения на первой в этом сезоне «Музейной встрече» стала Гражданская война.
16.11.2018 Газета Новый день
article5748.jpg - Газета Новый день В минувшее воскресенье в микрорайоне Пролетарский состоялась военно-спортивная командная игра «Зарница».
16.11.2018 Газета Новый день
С президентским грантом - Администрация Чайковского Два чайковских проекта «Молодежь в движении. Спортивный Олимп» и «Чайковский – Лед надежды» стали победителями второго конкурса президентских грантов 2018 года.
16.11.2018 Администрация Чайковского
JPG Файл - ГУ МВД Пермского края Участковый уполномоченный полиции отделения МВД России по Гайнскому району Пермского края Юрий Вилисов принял участие во Всероссийском фестивале по гиревому спорту.
15.11.2018 ГУ МВД Пермского края
В Чернушке состоялись традиционные соревнования по дзюдо, посвящённые памяти погибших при выполнении служебного долга сотрудников органов внутренних дел Динара Хузина и Александра Владимирова.
13.11.2018 Маяк Приуралья
Обстановка с пожарами на территории Прикамья - МЧС России по Пермскому краю За прошедшие сутки на территории Прикамья произошло 3 пожара. 15 ноября в 16.46 поступило сообщение о пожаре в квартире на 6 этаже в 9-ти этажном доме по ул.
16.11.2018 МЧС России по Пермскому краю
За прошедшие сутки на территории Прикамья произошло 3 пожара. 15 ноября в 16.46 поступило сообщение о пожаре в квартире на 6 этаже в 9-ти этажном доме по ул.
16.11.2018 МЧС России по Пермскому краю