В Пермском ТЮЗе совершили «Путешествие в глупость»

Пермский ТЮЗ вслед за абсурдистской драмой «Школа для дураков» Саши Соколова предложил молодежи сценическую версию романа «Как я стал идиотом» современного французского писателя Мартина Пажа. Тема подлинности и имитации ума выдвигается как актуальная повестка дня для тех, кто ищет свое место в современном обществе.

Перевод романа на сцену и постановка спектакля осуществлена Евгением Зиминым, который знаком пермякам по спектаклям «Мещанин во дворянстве» и «Ноев ковчег», сделанных с изрядной долей комического восприятия мира и человека. Вот и нынешняя премьера режиссера не раз вызовет улыбку как над теми, кто хочет избежать социализации с помощью алкоголя или суицида, кто входит в мир с горстью таблеток-антидепрессантов, так и над теми, кто укомплектован деньгами, красотками, модными бытовыми товарами, успехом точно также, как их «машины оснащены подушками безопасности, противоблокировочной системой, кожаными сиденьями, гидроусилителем руля, кондиционером и двигателем с шестнадцатью клапанами» (цитата из Мартена Пажа).

Главный герой спектакля молодой интеллектуал Антуан, знаток Ницше и Флобера, решил провести над собой эксперимент: избавиться от ума и «погрузиться в повседневный быт, верить в политику, стильно одеваться, следить за спортивными событиями, мечтать о последней модели автомобиля, смотреть новости по телевизору...». Так возникает ряд комических ситуаций, которые заканчиваются подтверждением гипотезы Антуана, выдвинутой им в начале эксперимента: «Путешествие в глупость непременно превратится в гимн уму».

Антуан в исполнении Михаила Шибанова достоверен, простодушен и целеустремлен в достижении желанной цели. Его нормальность подтвержается в спектакле тем, что у него есть друзья, некая компания уличных музыкантов, образ которой создает небольшой вокально-инструментальный ансамбль артистов ТЮЗа под руководством Станислава Юдкинда, одного из солистов известного пермякам «Каравая». Хочется отметить артистку Марию Прозорову, которая в роли солистки ансамбля покоряет низким грудным голосом, и ее исполнение неожиданно воскрешает в памяти французский шансон, столь любимый не только народом Франции. Именно друзья в конце эксперимента, пробравшись однажды тайком в «безумно навороченный дом» Антуана, облачают его в смирительную рубашку и «выгоняют порчу» из него, возвращая к прежним интеллектуальным радостям жизни.

Заразительность сценической игры возникает в спектакле на стыке поведения, продиктованного здравым смыслом, и поведения, основанного на клише городской массовой культуры. Выразительное образное решение упрощенного представления о мире нашел художник Юрий Жарков. Он выстроил на сцене установку в виде металлических прямоугольников с воздушными плоскостями как математически выверенную кем-то структуру мира. Но Антуан проходит и пролезает сквозь прямоугольники, взбирается по ним, как по лестнице, спрыгивает вниз... Жизнь молодого интеллектуала не развивается по прямой, она течет где-то на основании этой площадки, где можно собраться вместе с друзьями и под гитару спеть любимую песню. Вверху на левой стороне сценического портала установлена скульптура химеры, фантастического существа, очень похожего на один из скульптурных образов Собора Парижской Богоматери. Его можно посчитать своеобразным шутовским приветом из культуры прошлого современным грешным людям. Не случайно, когда избавленный от своего ума Антуан держит в руках премию - чек, в котором после первой цифры стоит шесть нулей, химера приветствует его успех плевком золотой пыли.

В ролях представителей «безумного мира» заняты почти все актеры ТЮЗа, которые обладают комическим талантом, в том числе Александр Калашничеко (Эдгар), Андрей Пудов и Валерий Серегин (Леонар), Ксения Жаркова (Клеманс). Я смотрела премьеру в первый день ее представления и увидела некоторых из исполнителей. Незабываема работа Валентины Лаптевой, которая в считанные минуты создала образ мадам Астанавис, интеллигентной дамы, с восторженной интонацией пропагандирующей суицид; Ирины Шишениной в роли Женщины из брачного агентства, соединяющей в себе одновременно деловитую циничность и обиду оставленной мужем жены. Драйв бизнесмена Рафи, поэта «миллионных прибылей» и потребительского счастья, мы ощущаем в игре Дмитрия Юркова. Ирония парадоксальных превращений сквозила в ролях Призрака Антонио Бандераса в исполнении Павла Ознобишина; а также - в образе пресс-секретаря Мелани -Анны Демаковой, «насиликонившей грудь» за счет фирмы и после этого без всякого труда взявшей в сексуальный полон своего шефа.

Вместе с тем хочется отметить, что спектакль только начинает жить, и в нем пока для зрителя не все ясно. Например, образ людей-манекенов в черном (выразительная хореография Лауры Хасаншиной), олицетворяющих механистическую силу общества, пока имеет иллюстративный характер. Не все умные фразы Мартена Паже «выстреливают» в зал, потому что проговариваются так быстро, что мы не успеваем в них вдуматься. Некоторым ролям не хватает сатирической характерности.

В целом «одиссея» Антуана по «морям глупости» имеет счастливый конец. Девушка Клеманс, которая в начале действия упорно хотела свести счеты с жизнью, в финале снова встречается с Антуаном, обретает в нем надежного друга, они гуляют, обнимаются... Нам остается понять, что жизнь прекрасна, если в ней есть хотя бы несколько простых вещей - любовь девушки, преданность друзей, время для душевной прогулки по городу.

Фото А.  Медведева

 
По теме
Машину Айраса Кучукбаева подрезала иномарка лихачей, которые затем разбили в его новом авто стекло   Архив ИД «Компаньон» На трассе Пермь-Краснокамск неизвестные на Toyota Camry «подрезали» автомобиль бывшего замес
Согласно предъявленному обвинению старший госинспектор отдела выездных проверок налоговой инспекции, имея доступ к автоматизированной информационной системе налогообложения, где,
22 марта 2024 года  Лысьвенский городской суд провозгласил обвинительный приговор в отношении лысьвенца, признав его виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.159 УК РФ и двух преступлений,
Смертельный обгон - Газета Огни Камы Летом прошлого года 29-летний мужчина, управляя автомобилем, стал виновником дорожно-транспортного происшествия, повлекшего по неосторожности смерть женщины-водителя и её пассажира.
Газета Огни Камы
Экскурсия в ГБУЗ ПК «ПССМП» - Базовый медколледж 25 марта наших первокурсников специальности «Лечебное дело» открытыми дверями встретила Пермская станция скорой медицинской помощи.
Базовый медколледж
Экскурсия в ГБУЗ ПК «ГКБ №1» - Базовый медколледж 14 марта студенты разных курсов Пермского базового медицинского колледжа посетили ГБУЗ ПК «Городская клиническая больница № 1».
Базовый медколледж
Театр-Театр - Новый Компаньон Спектакли покажут театры из Новоуральского, Красноярска, Чебоксар и Санкт-Петербурга   Театр-Театр В Перми начались гастроли Новоуральского театра музыки.
Новый Компаньон