«Только вера в Господа твердая и совершенная приведет нас ко Христу, приведет нас ко спасению и вечной жизни»
18 ноября, в Неделю 25-ю по Пятидесятнице, в день памяти святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России и святых отцов Поместного собора Русской Церкви 1917-1918 годов, Высокопреосвященнейший Мефодий, митрополит Пермский и Кунгурский совершил Божественную литургию в Свято-Троицком кафедральном соборе.
Накануне, 17 ноября, Архипастырь совершил всенощное бдение в главном храме г. Перми.
По окончании Божественной литургии Глава Пермской митрополии сердечно поздравил прихожан с воскресным днем, причастников с принятием Святых Христовых Таин и обратился с проповедью:
«Сегодняшнее евангельское повествование расказывает о двух моментах земной жизниии Господа - о воскрешении дочери Иаира и о том, как ко Христу прикаснулась кровоточивая женщина, что по законам того времени было преступлением.
Воскрешение дочери Иаира это не притча, это реальное событие, о котором нам повествует Евангелие. С одной стороны это повествование воспринимается нами довольно легко, потому что Господь будучи на земле неоднократно исцелял и воскрешал людей. Тем самым Он совершал Свое служение. Придя в дом Иаира, Господь оставил Свои дела, то, чем Он был занял, проповедуя Евангелие правды. Он пришел в дом Иаира, потому что к Нему обратился человек. Это первый значимый пункт в повествовании. Господь не сказал Иаиру, чтобы тот подождал, когда Христос решит Свои дела, а после может быть зайдет к нему. Христос сразу направился в дом Иаира и вызвал этим действием удивление многих, потому что девочка уже умерла. Понятно, что когда дочь начальника синагоги еще была жива, то теплилась надежда на то, что Христос придет и исцелит ее, но когда она умерла, конечно, все стали говорит о том, что время уже ушло, что уже поздно говорить о том, чтобы Христос исцелил ее. Но, Господу все возможно, и Господь, взяв с Собой учеников и родителей девочки, в их присутствии воскресил умершую девочку, дочь Иаира.
Когда читаем это повествование, то конечно нам просто поверить в то, что Христос воскресил девочку, потому что Он Божественный Посланник, Он Спаситель, Христос, Сын Бога Живого, Который пришел на землю, был распят, воскрес в третий день и победил смерть, но свидетели этого чуда всего этого не знали и еще не понимали.
Говоря о воскресении мертвых, наша вера часто подвергается некому анализу, а также сомнению или непониманию. Апостол Павел говорит нам: «Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним» (1 Фес. 4;13-14). Но, сегодня, когда мы встречаемся со смертью и погребение, мы часто не имеем настоящей веры в воскресение усопшего человека, говоря о нем в прошедшем времени и провожая усопшего языческими обрядами. Для нас очень часто смерть человека воспринимается как его кончина. А Христос сказал про умершую: «она не умерла, но спит» (Лк. 8;52). Наше двойственное состояние говорит о том, что либо мы не понимаем, того, что происходит в реальной жизни, либо мы не понимаем слов Господних, слов Священного Писания, которому уже более двух тысяч лет, либо что-то другое происходит в нашей душе и у нас появляется смущение: как человек может спать, если он же умер и через некоторое время от человеческого тела ничего не остается.
Кто имеет опыт молитвы об умерших людях, те знают, что по успении близких нам людей, мы продолжаем с ними общаться. Тело их изменилось, но душа их не изменилась. Если мы сегодня слушали евангельское повествование о том, что Христос воскресил человека и верим этому, то наша вера является источником для понимания того, о чем говорит нам Господь. А Он говорит про девицу: «не умерла, но спит» (Лк. 8;52). Все мы, говорит апостол Павел после смерти и воскресения изменимся и будем в другом виде, чем пребываем сейчас. Зная все это от нас требуется серьезная и вдумчивая вера. Чаще всего человек поверхностно относится к вопросам веры, а в этом состоянии трудно принять слова Господа: «не умерла, но спит» (Лк. 8;52).
Если мы верим во Христа Спасителя, если мы верим в Его Преславное Воскресение, если мы верим в Его слова о воскресении, то в этом должна быть наша твердая убежденность и понимание того, что ушедший от нас человек не исчез, но мы с ним продолжаем общение, поминая его, молясь о нем, читая Псалтирь, пребывая в общении Духом и эта связь не прерывается. Она жива. Если мы осознаем это, то нам будет легче понимать смысл слов, которые говорит апостол Павел: «Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним» (1 Фес. 4;13-14). Мы, христиане, знаем, что Христос воскрес и все мы вместе с Ним воскреснем, ибо тело сотворено из земли, а душа есть жизнь вечная и нескончаемая, которая, по повелению Божию всегда жива и всегда напоминаем нам о том, что и близкие наши перешедшие в вечность, живы.
Второй евангельский отрывок за сегодняшним богослужением рассказывает о кровоточивой женщине, прикоснувшейся ко Господу, к Спасителю. Это событие было совсем необычным явлением того времени. Женщина понимала, что совершая этот шаг, она нарушает закон и может пострадать за это, потому что окружавшие ее в толпе люди были строгими блюстителями закона и могли подвергнуть ее наказанию. Но, Христос не обличил ее перед людьми.
Есть очень много людей, которые еще далеки от Церкви. Они нуждаются в том, чтобы им сказали о правде Божией, сказали о христианском пути, который начертан Самим Господом и который осуществляет в этом мире Святая Церковь, предлагая нам Таинства. Бывает так, что человек еще не встретивший Бога, внезапно чувствует, что в его жизни происходит некая катастрофа и он буквально врывается в церковную ограду, то есть стремительным путем приходит в Церковь. Эти люди не были воспитаны в церковной среде, но чувствуют, что только Во Христе, в Церкви есть Истина. Таких примеров очень много. Пример кровоточивой женщины это пример человека, который был далек от Церкви, но все-таки наступило то мгновение, когда он почувствовала, что ее жизнь совершенно неправильна. Она почувствовала, что ее жизнь ведет к катастрофе, и он предпринимяла радикальный шаг. Христос не осудил ее, а сказал: «дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром» (Лк. 8; 48).
Итак, братья и сестры, сегодня мы говорили о в вере в воскресение, говорили о вере в то, что воскреснут ушедшие от нас люди, потому что Христос обещает нам воскресение.
Говорили мы о вере, видя пример кровоточивой женщины, которая преодолев внутренний барьер, понимая, что по закону ее могут побить камнями, предприняла решительный шаг. Она чувствовала, что у нее нет другого выхода, кроме как обратиться ко Христу. Она дерзнула и нарушила ветхозаветный закон, понимая, что только во Христе есть источник жизни и Он выше закона. Она понимала, что пришла ко Христу, а не к кому-либо еще. Она понимала, что именно Он ей может помочь, хотя и не была Его последовательницей, хотя и не исполняла ветхозаветных предписаний. Она предприняла решительный шаг, будучи уверенной в том, что Христос исцелит ее. Вот как велика и значима вера наша. Вопрос в том, какова она: либо она совершенна, либо она малая и требует совершенствования. Только вера в Господа твердая и совершенная приведет нас ко Христу, приведет нас ко спасению и вечной жизни. Аминь».
Ольга Троицкая