«Мозаичность» выразительных средств Николая Черепнина

«Мозаичность» выразительных средств Николая Черепнина
Фото: infomir59.ru
15 ноября в 19.00 Пермская филармония приглашает на премьеру «Литургии» русского композитора XX века Николая Черепнина в исполнении Уральского государственного камерного хора под управлением народного артиста России Владислава Новика

  Изначально Литургия – главное христианское богослужение, «сердце православной церкви» (аналог католической Мессы), где важная составная часть – Песнопения. 

На протяжении многих веков в России создавались духовные песнопения. Их авторами были и маститые композиторы, и безвестные регенты-анонимы. Шаг за шагом отвоёвывали русские музыканты у церковных запретов своё право на художественное творчество. Проникновение народно-песенных интонаций в канонизированные мелодии духовных гимнов, утверждение запрещенного ранее многоголосия – это их крупнейшие завоевания. Один только запрет русской церкви не нарушался никогда - запрет на использование инструментов. Однако, именно он обернулся могучим стимулом для творческого воображения в рамках акапелльной музыки (без инструментального сопровождения). Создавая произведения для хора a cappella, русские композиторы стремились на понятном современникам музыкальном языке, посредством звучания только певческих голосов, выразить самые тонкие движения души, понятные всем и каждому.   Выразительность сложной хоровой фактуры, изобретательность голосоведения, красочный гармоничный язык, трепетная мелодика – это русский духовный концертно-хоровой стиль, аналога которому не существует.   В разное время духовную музыку писали многие русские классики: Чайковский, Балакирев, Римский-Корсаков, Мусоргский, Танеев, Кастальский.   К их числу относится лучший ученик Римского-Корсакова – композитор Николай Николаевич Черепнин (1873-1945). До революции - профессор Петербургской консерватории, преподавал дирижирование. Среди его учеников был Сергей Прокофьев, посвятивший учителю несколько сочинений. В 1921 году Черепнин переезжает во Францию. В 1923 году по его инициативе в Париже была создана Русская консерватория, в которой он проработал почти до конца жизни, отказываясь получать деньги за свой труд, считая, что они должны быть отданы более нуждающимся. Похоронен на русском кладбище Сент-Женевьевде-Буа под Парижем. Черепнин много работал в жанрах оркестровой, хоровой и камерной музыки.   Н. Н. Черепнин стал первым композитором, к которому обратился Сергей Дягилев в самом начале своего проекта «Русских сезонов». Обладая ярким композиторским талантом, вращаясь в среде художников и музыкантов, изменивших лицо искусства XX века, Черепнин создал произведения, перевернувшие представление о современном балетном спектакле — «Павильон Армиды», «Нарцисс и Эхо». Сергей Дягилев оценивал композитора как одного из «самых знаменитых деятелей музыки, живописи, хореографии». Ю. Шапорин, занимавшийся у Черепнина по чтению партитур, так описывает своего учителя: «Из всех профессоров консерватории он был, пожалуй, наиболее передовым по своим художественным устремлениям». Критики отмечали, что композитор «обладал самостоятельным и неповторимым обликом в контексте художественной культуры начала XX века и сказал собственное слово, внёс заметный творческий вклад в мировое музыкально-художественное наследие».   Особое место в его творчестве занимала духовная музыка, в которой Черепнин сказал свое яркое слово. Им были созданы Литургии и «Всенощная». В них композитор пластично сочетает подлинные интонации роспевов и их свободное варьирование. То, что свойственно светскому стилю Черепнина - сдержанность в выражении чувств, гармоничность и тембровая красочность, «мозаичность» выразительных средств, в полной мере нашло выражение в его духовной музыке.   Уральский государственный камерный хор – один из лучших коллективов России. Именно духовные сочинения русских композиторов уже многие годы определяют его творческий имидж.   Для Владислава Новика и его коллектива это премьерное исполнение является продолжением большой, долгой и плодотворной работы по воскрешению лучших образцов русской хоровой музыки.   Премьера «Литургии» в исполнении замечательного Хора не только позволит нам познакомиться с удивительным по красоте духовным произведением, но и сделает музыку Николая Черепнина фактом сегодняшней культуры. Источник:  Пресс-служба Пермской краевой филармонии

Ещё новости о событии:

Екатеринбургский хор «Доместик» им. В.А. Копанева, один из ведущих профессиональных коллективов Урала, лауреат всероссийских и международных конкурсов и фестивалей, был создан в 1988 году.
14:22 15.11.2018 Администрация города - Кунгур
«Мозаичность» выразительных средств Николая Черепнина - InfoMir59.Ru
15 ноября в 19.
14:17 15.11.2018 InfoMir59.Ru - Пермь
 
По теме
Обращаем ваше внимание, что, согласно Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации", к категории "социальнно незащищенные граждане" относятся следующие лица:
Смертельный обгон - Газета Огни Камы Летом прошлого года 29-летний мужчина, управляя автомобилем, стал виновником дорожно-транспортного происшествия, повлекшего по неосторожности смерть женщины-водителя и её пассажира.
Газета Огни Камы
Экскурсия в ГБУЗ ПК «ПССМП» - Базовый медколледж 25 марта наших первокурсников специальности «Лечебное дело» открытыми дверями встретила Пермская станция скорой медицинской помощи.
Базовый медколледж
Экскурсия в ГБУЗ ПК «ГКБ №1» - Базовый медколледж 14 марта студенты разных курсов Пермского базового медицинского колледжа посетили ГБУЗ ПК «Городская клиническая больница № 1».
Базовый медколледж
Театр-Театр - Новый Компаньон Спектакли покажут театры из Новоуральского, Красноярска, Чебоксар и Санкт-Петербурга   Театр-Театр В Перми начались гастроли Новоуральского театра музыки.
Новый Компаньон