Закон игры от Гаджиева и Гурфинкеля

закон игры
Закон игры
Закон игры
Фото: www.newsko.ru

На  площадке «Сцены-Молот» состоялось ток-шоу «Закон игры», его  основными участниками стали главный режиссёр Театра-Театра Владимир Гурфинкель и  главный тренер футбольного клуба «Амкар» Гаджи Гаджиев. По  каким законам они  строят свою игру? Какую стратегию выбирают для  достижения результата? Как  завоёвывают внимание и  любовь зрителя? Эти  вопросы были изначально поставлены на  повестку, но  в  своей беседе наставники зашли намного дальше.

Фото:  Константин Долгановский

Перед стартом разговора гости приняли участие в  стандартной для  любого футбольного поединка церемонии  — в  обмене «вымпелами»: Гурфинкель презентовал футбольному тренеру подушку с  изображением краснобородого Достоевского (дизайн был  продиктован знаменитой тематической линейкой Театра-Театра с  портретами писателей), а  в  обмен получил игровую майку «Амкара» со  своей фамилией.

Шоу  состояло из  нескольких блоков, в  первом из  них  журналист Роман Попов, приглашённый вести мероприятие, задавал собственные, как  он  отметил, разминочные вопросы.

Про  азарт и  сходства футбола и  театра

Ведущий:

— При  всей разнице что  объединяет футбол и  театр?

Гаджи Гаджиев:

— В  мире всё взаимосвязано. В  наших профессиях психологические аспекты совпадают. Спорт  — тот  же  творческий процесс, тренеру нужно управлять коллективом. За  кулисами Владимир Львович вспоминал фразу Товстоногова о  том, что  актёр и  режиссёр должны быть волевыми людьми. Я  вспомню Сан  Саныча Севидова, он  говорил: «Нет характера  — нет  футболиста».

Владимир Гурфинкель:

— Что  нас  объединяет? В  наших командах никто в  одиночку не  побеждает. Мы  как  повивальные бабки  — делаем всё для  того, чтобы человек был  готов к  выступлению, а  потом актёры или  игроки выходят и  остаются наедине с  залом. В  это  время мы, с  одной стороны, испытываем счастье, с  другой  — ужас. У  нас  профессии седых людей.

Г.  Г.:

— Я  абсолютно согласен с  Владимиром Львовичем насчёт команды. «Амкар» встречался прошлой зимой с  одним из  самых известных игроков последних лет  — Самюэлем Это’о. И  он  начал своё выступление перед игроками с  фразы: «На поле есть только одна звезда, и  это  команда».

Про  настрой коллектива и  его  идеальный состав

Ведущий:

— Как  вы  настраиваете свою команду?

В.  Г.:

— Есть один вопрос, который, по-моему, заключает самое главное в  настрое. Он  у  меня «выскочил» один раз, и  с  тех  пор  я  его  использую время от  времени. Вопрос этот звучит примерно так: «Ты родился, тебя воспитывали ради того, чтобы ты  жил  именно так  и  делал именно то, что  делаешь? Уверен, что  это  твой максимум?» Причём не  так  важно, в  какой форме этот вопрос задаётся, у  человека надо вызвать эмоцию.

Ведущий:

— Гаджи Муслимович, а  как  вы  вызываете эмоцию у  игроков? Бывает так, что  и  мат  может проскочить?

Г.  Г.:

— Один человек написал: «Если вы  не  пьёте и  не  материтесь, значит, не  следите за  ситуацией в  стране». Я  матерюсь крайне редко. Меня для  этого нужно вывести из  себя. На  самом деле то, что  сказал Владимир Львович, всё подходит и  нам. Единственное, важно понимать типы темпераментов. Кого-то надо поругать, кого-то, наоборот, ругать лишний раз  не  стоит, а  нужно больше хвалить.

Ведущий:

— В  «Амкаре» всегда было не  очень хорошо со  звёздами, но  неплохо с  тёмными лошадками. Что  делаете с  игроками, если они  начинают «звездить»?

Г.  Г.:

— На  примерах всегда лучше объяснять. Был  у  нас  такой центрфорвард Будунов, он  был  уже  кандидатом в  сборную России, состоял в  расширенном списке. Вечером у  нас  матч, а  днём он  даёт интервью. А  это  у  нас  не  принято, ты  должен настраиваться на  игру, а  не  общаться с  журналистами перед матчем. Мы  начинаем играть, и  он  оказывается не  готов, я  его  меняю на  28-й минуте. На  пресс-конференции меня спросили, почему я  это  сделал, звезда же, ключевой игрок. А  я  ответил: «Если он  и  звезда, то  звезда Зимбабве». Сейчас Будунов занимается политикой, депутат и  не  раз  уже  мне  эту  историю припоминал. Самое главное, чтобы игроки понимали: интересы команды важнее интересов тренера, руководства команды, важнее их  собственных интересов.

Ведущий:

— Владимир Львович, а  у  вас  никогда не  возникало желания на  28-й минуте спектакля сменить актёра?

В.  Г.:

— Вы  знаете, это  очень тонкая вещь. Есть такой режиссёр Гриша Козлов. Однажды он  приехал на  один свой спектакль, хотя этого никто не  ждал, встал в  дверях зала и  стал говорить актёру на  сцене: «Я этого не  предполагал, ты  будешь играть, как  я  тебе сказал?!» Потом этот артист со  мной делился: «Думал, что  это  голос свыше». Понимаете, в  нашей профессии любой артист хочет сыграть хорошо. Удалить актёра из  спектакля  — значит растоптать его  самолюбие.

Ведущий:

— Бывает ли  идеальный состав команды?

Г.  Г.:

— Не  бывает. Даже команды, выигрывающие титулы регулярно, «Барселона» или  «Реал», каждый год  усиливают свой состав.

В.  Г.:

— Идеальный состав труппы бывает, но  только на  небе. Режиссёр должен любить каждого артиста, но  и  в  каждом ненавидеть его  недостатки. Особенно когда у  человека ещё молодого не  сформирована актёрская, поведенческая психология.

В  следующей части дискуссии ведущий предложил участникам прокомментировать составы команд друг друга.

На  слайдах демонстрировались портреты актёров труппы Театра-Театра, а  Гаджи Гаджиев распределял между ними игровые амплуа: опорный полузащитник, вратарь, центральный защитник и  т.  д.

Фото:  Константин Долгановский

Гурфинкелю же  было предложено оценить по  фотографиям футболистов и  пофантазировать, какие образы они  могли бы  сыграть на  сцене. Так, капитан команды Дмитрий Белоруков мог  бы  исполнить роль «брутального убийцы или  насильника»; Александр Рязанцев  — «жизнерадостного простака», а  Фегор Огуде  — «возможно, Отелло».

Для  того чтобы разделить блоки между собой, организаторы пригласили две  группы поддержки  — от  «Амкара» и  Театра-Театра. Футбольный клуб представляли девушки, занимающиеся чирлидингом; театр  — два  актёра, станцевавших танго в  шортах и  майках. Оба  выступления показались необычными, оттого довольно провокационными. Публику и  двух наставников они  точно взбодрили.

Фото:  Константин Долгановский

Следующей частью разговора стали вопросы от  зрителей.

Чего не  хватает «Амкару» и  Театру-Театру?

В.  Г.:

— Я  не  знаю, чего не  хватает «Амкару». Мы  же  несколько лет  жили в  очень жёсткой ситуации, ситуации глухой обороны: власть шла  на  то, чтобы практически уничтожить театр. Как  мы  выжили? В  этом есть элемент случайности. Сегодняшняя же  власть: а) не  мешает; б) старается помочь. Сейчас мы  понимаем, куда идти. Мы  уже  приросли большим количеством молодёжи, внимание нам  уделяют и  министерство культуры, и  губернатор. У  нас  будет реконструкция, нам  её очень не  хватает.

Г.  Г.:

— Я  слушаю Владимира Львовича очень внимательно и  понимаю, что  нам  надо говорить спасибо театралам. Только такие люди двигают нас  вперёд. Теперь скажу, чего не  хватает нашему клубу. Вот  возьмём два  города  — Пермь и  Екатеринбург. Было время, когда по  многим показателям «Амкар» был  наверху, а  «Урал» внизу. Сейчас же  «Урал» развивается на  порядок быстрее, стоит выше нас  в  таблице. Благодаря президенту клуба Григорию Иванову там  были выстроены базы, построены поля, скоро будет готов стадион для  чемпионата мира. Вот  такая же  инфраструктура, технологии нужны и  нам.

Однажды один товарищ знаменитого тренера Алекса Фергюсона решил посоветоваться с  ним  — как  он  считает, стоит ли  возглавлять команду, которая его  пригласила. Фергюсон сказал: «Стоит идти, только если у  клуба есть традиции, если есть президент, который понимает футбол, если есть деньги. Без  этого не  будет результата».

В.  Г.:

— К  нам  это  очень применимо. Вне  заботы государства театр может превратиться в  коммерческую, а  не  художественную организацию. Финансирование должно давать возможность рисковать и  идти на  эксперимент. Удивлять результатом можно тогда, когда у  тебя развязаны руки, когда ты  свободен.

Нужен ли  «Амкару» новый стадион?

Г.  Г.:

— Недавно мы  говорили с  президентом клуба, и  он  сказал: «У нас  худший стадион в  Премьер-лиге». Из  этих слова вытекает, что  нужен.

В.  Г.:

— Вы  знаете, стадион  — это  такая опасная штука, потому что  эмоции, которые рождаются на  стадионе, они  довольно дикие. Когда я  жил  в  Петербурге, в  день матча «Зенита» лучше было не  выходить из  дома и  парковать свои автомобили где-нибудь подальше от  центральных улиц: болельщики были настолько возбуждены, что  могли серьёзно повредить машину. Мне  кажется, что  стадион должен стать местом, где  эмоции после матча могли бы  рассеиваться, преображаться.

Ведущий:

— Теперь у  вас  есть возможность задать вопросы друг другу.

Г.  Г.:

— Тренер должен создать такую атмосферу, чтобы каждый игрок показывал максимум и  команда добивалась нужного результата. Владимир Львович, как  решаются проблемы настройки коллектива у  вас?

В.  Г.:

— Здесь есть два  пути. Когда я  был  24-летним выпускником училища, я  пошёл в  министерство культуры подбирать себе театр. И  там  один сотрудник-старичок отвёл меня в  сторонку и  спросил: «Тебе какой театр найти, управляемый или  пьющий?» Я  тогда самодовольно ответил: «Да я  с  любым справлюсь». Конечно, он  странно поделил театры, но  уже  потом я  понял, о  чём он  говорил. Любой коллектив делится на  два  вида: команда с  жесточайшим централизованным управлением или  уникальная творческая команда, где  есть конкуренция и  никто никого не  заставляет. Для  создания коллектива второго типа артистам нужно предложить что-либо интересное, то, что  их  бы  развивало. Нужно создать такую атмосферу в  театре, где  все  тянутся ввысь.

Мой  вопрос. Знаете, готовясь к  встрече, я  почитал биографию Гаджи Муслимовича, и  у  меня возник вопрос о  соотношении года рождения его  и  его  маленьких детей (у  Гаджиева четверо детей, старшему 12  лет  — ред.). Что  вы  получаете от  них? Какое слово хотите сказать мальчику и  девочке?

Г.  Г.:

— Слова, которые хочется сказать мальчику и  девочке, разные. Девочке: «Как я  тебя люблю, какая ты  красивая»; мальчику: «Что ж  ты  не  слушаешь маму, барбос, зачем ей  нервы портишь?» Что  они  дали? Как-то я  возвращался из  одной поездки, ехать из  аэропорта в  город надо было два  часа. Таксист меня узнал и  спрашивает:

— Почему ж  не  отдохнёте, не  поспите? Наверное, устали  же.

— С  чего ты  взял, что  устал?

— Всё-таки возраст уже…

— Какой же  у  меня возраст? Вот  скажи, сколько твоим детям, я  скажу, сколько моим.

Дети дали мне  возможность чувствовать себя не  на  70, а  на  40.

Казалось, разговор только разгорался, а  у  его  участников интереса друг к  другу становилось всё больше, но  пришло время подводить итоги.

Г.  Г.:

— Люди наших профессий всё время должны расширять представление о  мире, о  процессах, происходящих в  других сферах жизни. Это  помогает искать правильные подходы и  методы в  своей работе.

В.  Г.:

— Знаете, я  пойду на  «Амкар». Плюс я  понимаю, кого я  теперь буду ждать на  своих премьерах и  чьё мнение будет для  меня очень важно. Надеюсь, что  Гаджи Муслимович начнёт посещать наш  театр, а  мы  придумаем, как  сделать, чтобы эти  посещения вызывали у  него эмоции.

Мы  живём, как  рыбки в  банке,  — закрываемся в  своих профессиях и  не  стремимся изучать неизвестное  нам. Я  абсолютно счастлив, потому что  люди, которые постоянно ищут смысл, так  редки сейчас, а  сегодня я  встретил одного из  них.


Александр Пахомов
 
По теме
 Пермский край увез из Нижнего Новгорода кубок чемпионов Поволжья среди мужских команд учебных заведений среднего профессионального образования.
Пермская городская дума внесла изменения в бюджет и в правила благоустройства - Газета Звезда На мартовском заседании Пермской городской думы депутаты приняли изменения в Правила благо­устройства, установив порядок размещения средств индивидуальной мобильности (электросамокатов) на территориях общего пользования.
Газета Звезда
Оперативная обстановка на территории Пермского края за сутки (28 марта 2024 года) - Министерство территориальной безопасности За истекшие сутки зарегистрированы следующие оперативные события: 1. По данным Главного управления МЧС России по Пермскому краю зарегистрировано 9 техногенных пожаров, на которых, к сожалению, травмирован 1 человек.
Министерство территориальной безопасности
«Кардиомаяк» собрал специалистов всего Верхнекамья - Министерство здравоохранения В рамках регулярной выездной работы, проводимой внештатными специалистами Министерства здравоохранения Пермского края, в Березниках проведен контроль качества оказания медицинской помощи пациентам с болезнями системы кровообращения.
Министерство здравоохранения
Частные медучреждения Прикамья готовы к организации доабортного консультирования - Министерство здравоохранения Вчера на базе Краевого перинатального центра Пермской краевой клинической больницы прошло совещание «Новые аспекты доабортного консультирования и репродуктивного здоровья населения Пермского края».
Министерство здравоохранения
Одна из улиц Мотовилихинского района будет носить имя Владимира Перепелицына - Министерство здравоохранения Общественный совет по топонимике г. Перми поддержал инициативу Городской клинической больницы №4 присвоить улице в одном из новых микрорайонов Мотовилихи имя хирурга Владимира Перепелицына (1946-2005).
Министерство здравоохранения
Выставка эскизов «Рерих и театр» - Библиотека им. А.М. Горького С 1 апреля Отдел литературы по искусству Горьковки приглашает читателей посетить выставку репродукций эскизов Н. К. Рериха «Рерих и театр»,
Библиотека им. А.М. Горького
1 - Новый Компаньон Афиша уикенда 29-31 марта Выставка-продажа «Участие» — новый для Центра городской культуры формат мероприятия, способ под непривычным углом взглянуть на пермскую художественную сцену.
Новый Компаньон
Художник, идущий своим Путём - NePerm.Ru Давид Габаташвили Это сочинение (внизу на фото) опубликовано в одной из газет, которая бережно хранится в музее школы  №2 им.
NePerm.Ru