«А знаешь, всё ещё будет»

Хоровому коллективу, любимому пермяками, исполнилось 25  лет

В  череде премьер, концертов и  вернисажей зимнего сезона в  Перми есть событие, которое особенно преданно ждут фанаты,  — традиционный зимний концерт хора «Млада» с  новой программой, который обычно проходит в  Татьянин день. Многие меломаны без  колебаний назовут его  главным концертом зимы, а  то  и  года!

Слушая «Младу», поневоле вспоминаешь витиеватое выражение «музыка сфер»  — несмотря на  свой старомодный пафос, оно  идеально описывает пение, в  котором парадоксально и  в  то  же  время гармонично сочетаются чистейшие юные голоса и  очень взрослое, очень зрелое музыкальное мастерство исполнителей. Но  музыкальность  — лишь часть обаяния хора. «Млада»  — это  красота во  всём: прекрасные лица, прекрасные костюмы, прекрасное оформление сцены… При  этом  — ничего общего с  гламуром и  попсой: если там  красота  — это  соответствие стандарту, то  для  «Млады» красота  — это  полное пренебрежение стандартами, это  торжество индивидуальности!

Нынешние концерты, прошедшие 24  и  25  января 2015 года, были особенными: хор  отмечал 25-летие. Зал  Дворца культуры имени Солдатова два  дня  был  полон; билетов в  кассах не  осталось ещё полтора месяца назад.

В  зале раздавались недоумённые вопросы: «25 лет  — как  это  может быть? На  сцене  — такие молодые люди!» Но  «Млада»  — это  не  только профессиональный хоровой коллектив, это  ещё и  школа. Руководитель хора Ольга Выгузова  — в  первую очередь педагог, автор уникальной методики обучения пению. В  нынешнем составе хора есть певцы, которые все  25  лет  поют с  «Младой»! Стало быть, Елена Дубова, Дарья Парфеевец, Сергей Ефимов и  Дмитрий Ившин практически всю  жизнь, с  самых юных лет  — с  хором.

Но  не  только круглой датой отличалась программа 2015 года. Её название  — «Мировые хиты»  — говорит о  том, что  «Младе» ничего не  страшно: коллектив может всё, может исполнить знакомую-презнакомую, тёртую-перетёртую, заигранную до  дыр  мелодию так, что  она  зазвучит 32  новыми голосами, откроется новыми гранями и  станет прекрасной по-новому!

Творческий почерк коллектива, на  протяжении четверти века поражающий знатоков, определяет команда аранжировщиков: Ольга и  Яков Саравайские и  Сергей Выгузов аранжируют музыкальные произведения с  расчётом именно на  этот хор  — на  32  голоса. Именно 32: в  «Младе» каждый  — солист. Пение а  капелла, в  сопровождении рояля или  оркестра  — это  зависит лишь от  двух факторов: характера музыки и  замысла аранжировщика. И  каким бы  ни  был  этот замысел, хор  его  исполнит. Классический оперный вокал, эстрада, джаз, народное пение… Да  хоть горловое пение, хоть йодль! «Младовцы» могут всё.

Именно так  построена программа «Мировые хиты»  — разные стили пения, разные музыкальные решения, разные режиссёрские приёмы. Ведь что  может считаться мировым хитом? Да  что  угодно! Оперные арии и  популярные мелодии из  оперетт; эстрадная классика и  джазовые стандарты; народные мелодии, в  которых слышится отзвук бесчисленных веков; песни, знакомые с  детства, и… инструментальная музыка. Да, «Млада» блестяще поёт то, что  для  пения, казалось бы, вовсе не  предназначено.

О  каждом из  номеров этой программы можно написать отдельную статью  — и  как  о  музыкальном произведении, и  как  о  мини-спектакле. Начинается концерт с  «Болеро» Равеля. Хор  поёт под  аккомпанемент ударных и  при  этом не  стоит на  месте  — певцы дефилируют; «Млада» вообще очень подвижна на  сцене. В  этом парадном выходе есть элементы оркестрового дефиле, равно как  и  модного показа, и  это  не  случайно: коллектив хора, кроме всего прочего, показывает новые костюмы, разработанные молодым дизайнером Ольгой Величко. Они  на  редкость удачно подчёркивают особенность коллектива: как  и  сам  хор, являющийся одновременно собранием индивидуальностей и  единым организмом, так  и  его  наряды, подобранные по  принципу коллекции модной одежды, созданы в  едином стиле, но  при  этом ни  один не  повторяется.

Хор  поёт «Болеро»  — стопроцентно инструментальное произведение! И  оно  не  единственное такое в  программе: за  ним  следует увертюра к  «Севильскому цирюльнику» Россини, а  потом Air in G-string Баха  — Вильгельми, а  за  ней  — «Маленькая органная фуга» ми  минор того же  Баха и, наконец, «Либертанго» Астора Пьяццоллы. Старинная музыка, оперная классика, музыка ХХ  века  — все  они  звучат по-разному.

Такого нет  нигде в  мире! Знатоки, рассуждая о  «Младе», всегда говорят об  уникальности этого коллектива  — в  глобальном масштабе. Среди многочисленных гостей, прибывших на  юбилейные концерты, присутствовал гость из  Санкт-Петербурга Виктор Емельянов  — автор уникальной альтернативной методики постановки голоса, которому довелось быть и  певцом, и  педагогом, и  фониатром. Этот очень «насмотренный» и  «наслушанный» человек не  устаёт повторять: «Млада»  — уникальна.

Виктор Емельянов, кандидат педагогических наук, международный эксперт в  области вокально-хорового искусства:

— Ольге Выгузовой удалось создать коллектив уникального звучания, с  уникальным репертуаром. За  30  лет  я  не  видел ничего подобного! Есть ансамбли по  шесть, по  восемь человек. Но  32!.. И  с  такой интонацией, гармонией… Им  повезло сотрудничать с  великолепными аранжировщиками, благодаря которым удалось создать подобный репертуар. Никому, кроме них, и  в  голову не  придёт спеть хором увертюру к  «Севильскому цирюльнику» или  сложнейшую увертюру из  фильма «Дети капитана Гранта»! В  каждой мелодии они  открывают нечто особенное. Старая песня «Стоят девчонки» у  них  превратилась в  серьёзную джазовую композицию. Это  не  имеет аналогов!

Музыкантов в  программе «Мировые хиты» особенно поражает композиция «Мы очень любим оперу!». Это  сложнейшее попурри: 12  минут хор  поёт фрагменты из  русских опер  — Глинки, Бородина, Римского-Корсакова, Чайковского  — не  просто следующие друг за  другом, а  составляющие некое новое единство. Аранжировщики Ольга и  Яков Саравайские здесь проявили невероятную смелость: например, ария Ленского из  «Евгения Онегина» звучит буквально одновременно с  арией Иоанны из  «Орлеанской девственницы», а  сходятся эти  две  линии в  неожиданном «Три карты, три  карты, три  карты!». Ольга Выгузова шутливо называет эту  композицию музыкальной викториной «Угадай оперу».

К  опереттам тоже подошли творчески: мужской хор  исполняет арию Мистера Икса из  «Принцессы цирка» Кальмана под  блистательный аккомпанемент ведущего пермского джазмена Виталия Коваленко, создающий очень правильную атмосферу  — то  ли  джазового кабаре, то  ли  цирка начала ХХ  века; женский хор  поёт куплеты Нинон из  «Фиалки Монмартра» того же  композитора в  сопровождении настоящего биг-бенда под  управлением Евгения Манцирина, и  появляется очень бравурное, драйвовое звучание.

Тему французской столицы продолжает бессмертный эстрадный хит  «Под небом Парижа»  — с  красивым мужским вокалом приглашённого солиста Вадима Королёва, выпускника «Млады», ныне  — москвича, солиста группы «Окуджав»,  — и, разумеется, с  аккордеоном. Хор  здесь не  столько поёт, сколько играет: на  сцене оживает богемный Париж, который, может быть, не  существует в  реальности, но  именно такой, какой нужен молодым, романтичным и  музыкальным людям. На  этом ностальгическом фоне исполняется «Вечная любовь» из  фильма «Тегеран-43».

В  таком лирическом, очень трогательном и  немного философском настрое выдержано первое отделение программы, а  второе  — бодрое, энергичное и  очень весёлое, ведь хор  празднует день рождения, как-никак! Здесь и  те  самые «Стоят девчонки», которые так  впечатлили Виктора Емельянова, и  песни The Beatles, и  спиричуэл, и  «Еврейская сюита»  — самый эффектный номер из  прошлогодней программы «Музыка мира». И, конечно, «А знаешь, всё ещё будет»  — программная песня вечера.

Зрители так  заряжаются жаждой творчества, что  даже чиновники, выступая с  поздравлениями, вдруг перестают говорить шаблонами. «Я не  поклонник хорового пения, но  я  — ваш  поклонник! Спасибо, что  делаете людей лучше!»  — сказал в  поздравлении вице-мэр Алексей Грибанов. «Нас назвали вашими учредителями, но  вы  учреждены кем-то свыше!  — заявил глава городского департамента культуры и  молодёжной политики Вячеслав Торчинский и  добавил, обращаясь к  Ольге Выгузовой:  — Вы  дирижируете нашими сердцами!»

Каждый из  тех, кто  пришёл на  концерт, хотел добавить что-то своё к  этой красоте. Ну  хотя бы  букет! Букеты несли и  несли на  сцену. Никогда, нигде, ни  на  одном выступлении самой звёздной звезды в  Перми не  бывает столько цветов. Они  заполнили специально установленную на  сцене скамеечку, начали скапливаться на  авансцене и  почти погребли под  собой мониторы. И  это  — тоже традиция.

Facebook Twitter Вконтакте Google+
 
По теме
Обращаем ваше внимание, что, согласно Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации", к категории "социальнно незащищенные граждане" относятся следующие лица:
Одна из улиц Мотовилихинского района будет носить имя Владимира Перепелицына - Министерство здравоохранения Общественный совет по топонимике г. Перми поддержал инициативу Городской клинической больницы №4 присвоить улице в одном из новых микрорайонов Мотовилихи имя хирурга Владимира Перепелицына (1946-2005).
Министерство здравоохранения
Экскурсия в ГБУЗ ПК «ПССМП» - Базовый медколледж 25 марта наших первокурсников специальности «Лечебное дело» открытыми дверями встретила Пермская станция скорой медицинской помощи.
Базовый медколледж
Группа «Комсомольск» - Новый Компаньон Музыканты сообщили, что выступлений группы больше не планируется Фото: телеграм-канал группы «Комсомольск» Концерты группы «Комсомольск», ранее перенесённые с марта на осень, не состоятся.
Новый Компаньон