Звуки разных народов

органный зал
органный зал
органный зал
фестиваль
Фото: www.newsko.ru

Бывает порой, что  какой-нибудь фестиваль или  конференцию для  красного словца назовут «международным», а  на  деле дружный хор  соотечественников там  разбавляет один-единственный участник из  ближнего зарубежья. Совсем иначе обстоит дело с  органным фестивалем, который вот  уже  12  лет  проводит Пермская краевая филармония при  поддержке Министерства культуры Пермского края. Вот  где  поистине международный проект! За  время существования фестиваля на  его  площадках выступили представители более чем  30  стран, но  дело даже не  в  этом: фестиваль знакомит пермских слушателей с  поразительным многообразием мировой музыки, самых удивительных её явлений и  феноменов. Музыка мира, музыка всего мира  — вот  о  чём этот фестиваль.

Формат «Орган +», когда «король инструментов» выступает в  ансамбле с  другими инструментами, а  также с  голосом, кино, видео и  т.  д., оказался на  удивление плодотворным.

Галина Кокоулина, министр культуры Пермского края:

— Грандиозный музыкальный форум с  его  12-летними традициями, настоящее исследование творческих возможностей древнейшего музыкального инструмента, знают и  любят не  только в  Перми и  России, но  и  во  многих странах мира. С  каждым годом фестиваль поднимает творческую планку, собирая переполненные залы и  поражая музыкантов стойким интересом уральцев к  органу  — инструменту, долгое время в  России малопопулярному, а  сегодня безоговорочно признанному королём всех музыкальных инструментов.

Ежегодно команде фестиваля приходится решать непростую задачу насыщения программы чем-то таким, чего пермяки никогда не  видели и  не  слышали.

Действительно, каждый органный фестиваль готовит публике множество сюрпризов и  открытий. На  каждом втором концерте, а  то  и  чаще, звучат отклики: «Я такого никогда не  слышал!»

Нынешний, 12-й по  счёту фестиваль был  квинтэссенцией этого принципа. Его  содержание удивительно подошло к  моменту проведения: фестиваль стартовал с  «Ночи искусств», совпавшей с  Днём единства и  согласия, и  на  протяжении всех шести дней на  сцене Органного зала царила ансамблевость  — то  есть самые настоящие единство и  согласие.

Ансамбль концерта в  день открытия фестиваля был  особенно многосоставным. Как  и  положено для  «титульного» события, были приглашены лучшие силы, мощнейшие исполнители-солисты: органист из  Норвегии Карстейн Аскеланд и  виолончелист Марк Дробинский, который, даром что  представлял Францию, по-русски говорил почти без  акцента. На  протяжении первого отделения орган и  виолончель играли в  дуэте, позволяя оценить виртуозность каждого из  музыкантов. Игравшего на  великолепной, очень звучной старинной виолончели Дробинского многие признали лучшим исполнителем фестиваля, а  норвежский органист показал крепкую, мощную, очень мужскую исполнительскую манеру.

Начало фестиваля было выдержано в  классическом духе: первым композитором, чья  музыка прозвучала в  день открытия, стал Иоганн Себастьян  Бах.

Во  втором отделении к  исполнителям присоединился камерный оркестр La Primavera из  Казани, и  публика смогла убедиться, какой прекрасный исполнительский коллектив можно собрать в  городе, где  есть старинная, с  хорошими традициями консерватория. Вообще, участие казанских музыкантов в  фестивале  — это  особый разговор… Наконец, в  финале концерта к  солистам и  оркестру присоединились хор  «Русский партес» (Москва) и  певица Александра Саульская-Шулятьева, солистка «Новой оперы»  — для  исполнения премьеры, «Гимна Пьете» испанского композитора Антона Гарсиа Абриля. Произошло волшебное единение множества голосов, в  котором орган был  лишь первым среди равных.

Вечер открытия продолжился ночным концертом «Фуга для  степи и  органа», приуроченным к  «Ночи искусств». Атмосфера в  Органном зале разительно изменилась: были выдержаны все  атрибуты ночного события  — неформальность, расслабленность, позитивность с  лёгким налётом мистики. Появились кресла-пуфы и  световые инсталляции в  верхнем фойе, на  стену которого проецировался видеофильм о  Республике Тува; всем посетителям предлагали бесплатно чай  с  лимоном и  специями.

Программа, в  которой соединяются звуки органа, экзотических тувинских инструментов  — игила, дошпулуура, хомуса, большого барабана кенгирге  — и  национального горлового пения, была разработана тувинским фольклорным ансамблем «Хартыга» и  органистом из  Красноярска Андреем Бардиным в  2016 году, выдержала много выступлений в  разных залах, была записана на  компакт-диск в  студии  — словом, это  обкатанная и  очень «сыгранная» программа. Это  чувствовалось по  великолепной слаженности, по  тонкому взаимопониманию между музыкантами. Орган звучал так, что  невозможно было не  вспомнить: ведь это  один из  древнейших на  Земле инструментов, его  происхождение теряется в  глубинах веков, в  этом смысле он  — родной брат этническим струнным, в  игре на  которых тувинские музыканты показали фантастическую виртуозность. Просто невероятно, какие рулады они  умудряются выделывать на  игиле, на  котором всего-то две  толстые струны!

Что  же  касается горлового пения, то  лидер группы Начын Чореве ещё раз  доказал, что  не  зря  считается одним из  лучших хоомейджи современности. Его  горло издавало птичий свист и  медвежий рык  одновременно, но  при  всей необычности этих звуков для  уха  россиянина-европейца это  было именно пение, настоящая музыка, и  слушатели не  могли не  осознать, насколько это  высокое и  сложное искусство.

В  Органном зале Пермской филармонии ожила степь. Тувинская народная музыка основана на  звукоподражательном принципе: тувинцы не  просто поют о  шуршании степных трав, полёте птиц или  беге коня  — они  воспроизводят все  эти  звуки. Ночной концерт стал путешествием в  иной мир, полный свежих красок и  незнакомых впечатлений.

На  этом же  концерте в  исполнении Андрея Бардина прозвучала армянская духовная музыка, которая в  дальнейшем стала одной из  центральных тем  фестиваля. Вообще, «Фуга для  степи и  органа» наметила все  главные черты XII Международного органного фестиваля в  Перми, и  дальнейшие события эти  черты углубили и  усилили.

Среди участников фестиваля были не  только новички, но  и  старинные знакомые. Трудно сосчитать, сколько раз  в  Перми выступал Даниэль Зарецкий, органист из  Санкт-Петербурга. Он  не  просто частый гость, но  ещё и  друг Пермской филармонии, часто консультирующий её специалистов при  подготовке органных фестивалей. На  нынешнем фестивале он  выполнил очень важную миссию: сыграл Токкату и  фугу ре-минор Баха. Ведь публика была бы  очень разочарована, если бы  «главное» органное произведение всех времён и  народов не  прозвучало!

Каждый органист понимает, трактует и  исполняет эту  музыку по-своему. Даниэль Зарецкий тоже показал собственную трактовку  — энергичную, немного резкую, с  лёгким оттенком тревожности. Соблюдая принцип «Орган +», он  выступал в  ансамбле с  собственным сыном  — молодым пианистом Евгением Зарецким. Концерт назывался «Клавишный кроссовер», и  вся  дальнейшая программа фестиваля была сплошным кроссовером  — творческим соединением разнородных элементов, в  результате которого рождается новое единство.

Самым экзотическим концертом фестиваля, без  сомнения, можно признать выступление музыкантов из  Южной Кореи. Представители этой страны впервые участвуют в  событии, и  они  приготовили нечто по-настоящему необычное. Концерт назывался «Орган плюс сэнхван», и  большинство пермяков не  только впервые увидели редкий традиционный духовой инструмент, но  и  впервые услышали про  него. Сэнхван  — настолько необычный и  «навороченный» музыкальный инструмент, что  даже в  самой Южной Корее на  нём мало кто  умеет играть, а  очаровательная Хёён Ким, которая приехала с  ним  в  Пермь, считается одной из  лучших исполнительниц. Если бы  на  фестивале проводился конкурс красоты, то  кореянка, полная грации и  одетая в  изысканнейшее концертное платье, вполне могла бы  лидировать.

Сэнхван  — это  несколько бамбуковых трубок разной длины, помещённых в  общий круглый резервуар, из  которого выходит трубка потолще, в  которую дует исполнитель, при  этом пальцами обеих рук  регулируя высоту и  продолжительность издаваемых сэнхваном звуков. С  виду это  напоминает большую курительную трубку, из  которой вырастает деревянная модель изъеденной карстом горы, которых так  много в  Юго-Восточной Азии. Согласно общепринятой версии, инструмент действительно происходит от  курительной трубки  — об  этом в  увлекательном, очень уместном и  приятно лаконичном предисловии к  концерту рассказала ведущая всех событий фестиваля  — музыковед Екатерина Каленюк.

Кроме сэнхвана в  концерте участвовал ещё один старинный корейский инструмент  — деревянная дудочка пири. Любопытно, что  Хёён Ким  играла сплошь музыку современных корейских композиторов, а  вовсе не  фольклорные мелодии. Её партнёр, органист Дон-Ил Шин, выдерживал подчёркнуто классический имидж во  внешности и  поведении, соответствующий его  репертуару  — выступая соло, он  играл исключительно европейских классиков. Традиционная корейская мелодия зазвучала лишь в  финале, когда орган и  сэнхван исполнили вариации на  тему «Арирана». Разумеется, без  главной национальной песни первое представление корейской музыки в  Перми было бы  неполным.

Кульминацией фестиваля, его  смысловым и  эмоциональным центром стал концерт «Аз и  Я» органистки из  Казани Лады Лабзиной и  заслуженной артистки России Натальи Аринбасаровой. Публика насторожённо отнеслась к  перспективе внимать отрывкам из  прозы, но  совмещение органа и  художественного слова было сделано так  виртуозно, так  деликатно и  продуманно, что  получилось единое произведение, звучавшее полтора часа, как  длинный, протяжный вздох, и  публика даже не  пыталась прервать исполнителей аплодисментами.

Это  история о  том  же, о  чём говорит давшая название программе книга казахского поэта Олжаса Сулейменова,  — о  творческом взаимодействии России и  Азии, о  том  многовековом драматическом соседстве, которое дало нам  книги русскоязычного киргизского писателя Чингиза Айтматова, которое принесло восточные мотивы в  музыку Бородина и  Римского-Корсакова, которое питало творчество армянина Микаэла Таривердиева. Лада Лабзина и  автор сценария программы Вера Таривердиева выбрали самые красивые, самые трогательные произведения, в  которых сочетаются западные и  восточные мотивы. Открыли и  завершили программу фрагменты из  литургии армянского классика Макара Экмаляна, буквально пронзающие душу. Концерт оставил ощущение абсолютной гармонии, полноты и  законченности. Это  был  тот  случай, когда шквал аплодисментов и  крики «Браво!» вовсе не  означали просьбы выйти на  «бис». Всё было сказано, теперь настало время осмысления.

Последний концерт фестиваля поставил большую и  логичную точку в  его  шестидневной программе: впервые за  12  лет  орган зазвучал вместе с  оркестром русских народных инструментов. Органист из  Казахстана Габит Несипбаев постарался познакомить пермскую публику с  творчеством своих соотечественников. Большинство зрителей впервые знакомились с  музыкой Латифа Хамиди, Адиля Бестыбаева, Джамуза Джумабекова, а  началось всё с  композиции Бакыта Алишерова «Манас».

Что  касается Оркестра русских народных инструментов Пермской филармонии под  руководством Галины Токаревой, то  он  постарался показать, что  ему  под  силу любая музыка: звучала увертюра к  «Норме» Беллини, вместе с  органистом оркестр исполнил «Адажио Альбинони», которое сочинил, правда, композитор ХХ  века Ремо Джадзотто, но  это  в  данном контексте не  важно.

Наконец, фестиваль завершился первым исполнением в  Перми Concerto Grosso композитора из  Екатеринбурга Андрея Бызова, который Галина Токарева сама переложила для  оркестра народных инструментов. Получилось могучее и  красноречивое резюме большого шестидневного разговора о  том, как  народная музыка во  все  века поддерживала и  питала музыку профессиональную. Разговора, который может и  должен быть продолжен.


Юлия Баталина редактор отдела культуры ИД «Компаньон»
 
По теме
     28 марта на базе «Центра детского творчества» п. Уральский состоялся зональный этап X краевой олимпиады по истории, теории и практике дополнительного образования.
В зале заседаний комитета Законодательного Собрания Пермского края по социальной политике открылась выставка «Тихая жизнь», на которой представлены работы студентов и преподавателей Пермского краевого колледжа «Оникс».
Оперативная обстановка на территории Пермского края за сутки (28 марта 2024 года) - Министерство территориальной безопасности За истекшие сутки зарегистрированы следующие оперативные события: 1. По данным Главного управления МЧС России по Пермскому краю зарегистрировано 9 техногенных пожаров, на которых, к сожалению, травмирован 1 человек.
Министерство территориальной безопасности
«Кардиомаяк» собрал специалистов всего Верхнекамья - Министерство здравоохранения В рамках регулярной выездной работы, проводимой внештатными специалистами Министерства здравоохранения Пермского края, в Березниках проведен контроль качества оказания медицинской помощи пациентам с болезнями системы кровообращения.
Министерство здравоохранения
Частные медучреждения Прикамья готовы к организации доабортного консультирования - Министерство здравоохранения Вчера на базе Краевого перинатального центра Пермской краевой клинической больницы прошло совещание «Новые аспекты доабортного консультирования и репродуктивного здоровья населения Пермского края».
Министерство здравоохранения
Одна из улиц Мотовилихинского района будет носить имя Владимира Перепелицына - Министерство здравоохранения Общественный совет по топонимике г. Перми поддержал инициативу Городской клинической больницы №4 присвоить улице в одном из новых микрорайонов Мотовилихи имя хирурга Владимира Перепелицына (1946-2005).
Министерство здравоохранения
Выставка эскизов «Рерих и театр» - Библиотека им. А.М. Горького С 1 апреля Отдел литературы по искусству Горьковки приглашает читателей посетить выставку репродукций эскизов Н. К. Рериха «Рерих и театр»,
Библиотека им. А.М. Горького
1 - Новый Компаньон Афиша уикенда 29-31 марта Выставка-продажа «Участие» — новый для Центра городской культуры формат мероприятия, способ под непривычным углом взглянуть на пермскую художественную сцену.
Новый Компаньон
Художник, идущий своим Путём - NePerm.Ru Давид Габаташвили Это сочинение (внизу на фото) опубликовано в одной из газет, которая бережно хранится в музее школы  №2 им.
NePerm.Ru