Античная эпоха на пермской сцене была пронизана атмосферой звездных войн. Лучи прожекторов прорезали тьму зрительного зала под аккомпанемент разрывающихся снарядов и аккордов электронной музыки; время от времени к авансцене выдвигались черные пришельцы без лица, но с с мерцающими экранами на груди. Эпизоды боестолкновений ахейцев и троянцев напоминали порой компьютерную игру. Да и театральная программка спектакля была оформлена с элементами виртуального формата web.2.
Понятно, что история про Троянскую войну театру понадобилась, чтобы поговорить о дне сегодняшнем, когда небо над головой мирного жителя XXI века неожиданно превращается в смертельную угрозу. Сценографический образ спектакля, созданный художником Викторией Ельцовой, содержит три пространства, в которых развертывалась жизнь и судьба античного человека: первое - божественный Олимп в виде высокого помоста над сценической площадкой; второе - пространство войны, ему отдана вся сцена плюс некий «укреп» сбоку на авансцене, похожий на проржавевшую бочку. В нем Одиссей пишет письма сыну Телемаку домой в Итаку. Временами выезжают из-за кулис жалкие «островки» мира: то жилище Гектора с Андромахой, то царские будни в боевом лагере предводителя ахейцев Агамемнона.
Из греческой мифологии мы знаем, что именно боги разожгли огонь Троянской войны. В спектакле в роли богов выступают артисты в живом плане. Чтобы мы не сомневались, что перед нами боги не совсем настоящие, режиссёр Дмитрий Вихрецкий и художник Виктория Ельцова Гермесу дали современные кроссовки, Зевсу - бабочку на шею, а лицо Аполлона покрыли глиттером. Перед нами люди, возомнившие себя богами, этакое «глубинное государство», управляющее земной цивилизацией. Особенно выразителен Зевс в исполнении Дмитрия Юркова. Этот импозантный персонаж на пороге элегантного возраста, который почему-то забыл заправить рубаху в брюки и в таком «прикиде» нервно мечется на Олимпе по поводу очередного поворота военных действий. Иронически воссоздают «божественную компанию» ведущие и опытные артисты Ольга Янкина (Фемида), Елена Хазанова (Эрида), Владимир Пенягин (Арес), Алена Дитятина (Афродита), Федор Овчинников (Аполлон), Марина Морозова (Фетида), Юлия Гореванова (Гера).
Почему ахейцы и троянцы внимали своим богам, сознавая их человеческие слабости? Таково было общественное сознание в древние века. Но уже к V веку до н.э. мыслящие люди поняли, что надо жить не только по указаниям богов, но и собственным умом. Не случайно в трагедиях Софокла, Еврипида мы видим героев, которые в трудные моменты своей жизни сами выбирали свою судьбу. Но история, как известно, повторяется. Нынешние представители массового общества зачастую не утруждают себя самостоятельной мыслью и обращаются за ответом на сложные вопросы к новым оракулам, лидерам мнений, вещающим с голубых экранов телевизоров, компьютеров, гаджетов и прочее.
Режиссер -постановщик «Илиады v.2» Дмитрий Вихрецкий как раз и показывает массовое общество, которое управляется новыми богами - людьми высшего света с помощью новейших средств коммуникации. Режиссер соединяет театр кукол- марионеток (персонажи Троянской войны) с «живым планом» артистов. «Небожители» управляют марионетками, и сценические манипуляции, как отражение социальных, сделаны театром художественно выразительно.
Театр не был бы театром, если бы в этой старой истории по-новому не прозвучала тема марионеток как особого искусства театра кукол, когда они одушевлены артистами-кукольниками. Сами куклы по сравнению с людьми на сцене выглядят хрупкими, беззащитными. Тем поразительнее среди них те, у кого (с помощью кукольников) проявляется сила воли, духа и способность к самостоятельному решению своей судьбы.
Полны подлинного драматизма сцены -диалоги Гектора-Ивана Альгина, идущего защищать Трою, и Андромахи -Дарьи Шереметьевой, пытающейся уговорить Гектора не идти на бой, сохранить себя как мужа и отца для ребенка. Полны человеческого достоинства речи Ахиллеса - Павел Дитятин, кукловод Салмаз Иманова, его друга Патрокла - Антон Шахтин. Гибель Гектора и Ахиллеса театр сопровождает музыкальной темой печали и скорби (композитор и спецэффекты Никиты Нефедова).
Художественно точно создана кукла царя Агамемнона, голова которого похожа на лук со стрелами, сразу вспоминается, что он в свое время принес в жертву богам свою дочь Ифигению ради победы над троянцами. Закономерным продолжением портрета этого бездушного воина является введенная в сюжет спектакля сцена с юной Хрисеидой-Надежда Гапоненко (кукла тоже с запоминающейся пластикой), дочерью жреца Аполлона Хриса - Андрея Долгих и пленницей Агамемнона. Образ этого деспота создают Дмитрий Немиров и кукловоды Солмаз Иманова и Антон Шахтин.
Отдельной сюжетной линией звучит в спектакле тема Одиссея, который в письмах к сыну выражает свою отъединенность от воинственных порывов Агамемнона и Менелая. Алексей Дерягин в роли Одиссея, произнося слова своего персонажа, сумел выразил и разнообразие обуреваемых Одиссеем чувств, и его догадки о бесплодности «кровавой жатвы», затеянной греками. В конце спектакля на сцене появляется молодой человек в черном, это оказывается выросший без отца Телемак - Михаил Татаренко, который заявляет о своем неприятии Одиссея и его правил жизни, он уходит со сцены прямо в зал, к зрителям. И это озадачивает, потому что неясно, к кому он уходит? К школьникам, которые прекрасно владеют новейшими технологиями, но не умеют отличать фейки от достоверной информации? К молодежи, которая подчиняется советам и указаниям специалистов по манипулированию общественным сознанием?
В России третий год идет СВО. Большинство театров Пермского края на тему войны говорить избегают. Ее для них как бы нет. Отдадим должное театрам, у кого целевая аудитория - дети и молодежь. О войне говорят на сцене в театре «Туки-Луки», в пермском ТЮЗе, теперь в Пермском театре кукол. Пермский театр кукол предложил свой, непохожий на другие, художественный язык на сложнейшие темы о важном. Он призывает молодежь задуматься: кому нужны игры богов, где ставкой является человеческая жизнь? Увидеть, как тесно соприкасаются мир марионеток и мир людей, как быстро высекаются искры войны и как опаленные пожарищем войны проявляются человеческое достоинство, мужество принятие решения самим человеком. И когда искусственный интеллект - помощник в добрых делах, а когда - зло.
В постановке, которая, безусловно, является творческой удачей, занята почти вся команда, в том числе и молодые артисты, которые пришли в труппу Пермского театра кукол в начале нового театрального сезона: это Андрей Голубев, Антон Шахтин и Дарья Шереметьева, окончившие Ярославский государственный театральный институт по специальности «Артист театра кукол», курс Л. Савчук; Евгения Болбачанова, Алиса Вешкурова, Анастасия Малугина, Михаил Токаренко - выпускники Пермского государственного института культуры по специальности «Режиссёр любительского театра», курс М. Оленёвой.
Галина Куличкина