Сигналы точного времени

DSC_5870-2-Enhanced-NR
DSC_6306-2
DSC_6081-2-Enhanced-NR
DSC_4206
DSC_4232
Фото: www.newsko.ru

В  репертуаре Театра-Театра важное место занимают авторские камерные спектакли

Сцена из спектакля «Коридор»

В  то  время, когда «большой» Театр-Театр получает «Золотые маски» за  масштабные и  технологичные мюзиклы, его  малая сцена  — «Сцена-Молот»  — под  кураторством режиссёра Марка Букина не  менее отважно позволяет театральным экспериментаторам создавать камерные постановки, рассчитанные на  любителей странного театра. Среди новинок прошедшего сезона  — спектакль Дмитрия Волкострелова, сочинённый «из ничего» вместе с  артистами труппы, и  опера Владимира Раннева, в  которой «поёт» бытовая техника.

Изнанка жизни

Спектакль Дмитрия Волкострелова «Коридор» (16+)  — это  наблюдение над  «изнанкой жизни». Точнее, над  двумя изнанками: зрители делятся на  две  группы, и  одна из  них  размещается в  коридоре коммунальной квартиры, выстроенном на  планшете сцены, а  вторая  — за  стенами этого коридора; затем группы меняются местами и  спектакль повторяется, а  точки зрения меняются.

Коридор  — это  «место без  места», здесь не  живут, а  проходят из  точки А  в  точку Б; казалось бы, сложно узнать что-то о  человеке за  те  несколько секунд, которые он  тратит на  переход от  одной двери до  другой, однако выясняется, что  именно здесь люди становятся самими собой: наблюдателей нет, поэтому можно не  следить за  собой, не  рисоваться. Но  всё же  коридор  — это  публичное пространство, здесь могут оказаться посторонние, здесь актёры играют своих персонажей, а  вот  пространство за  стенами коридора  — это  закулисье в  буквальном смысле этого слова: актёры выходят из  роли, стремительно переодеваются и  входят в  другую роль, а  зритель получает редкую возможность увидеть этот интимный процесс, а  также получить информацию о  следующем персонаже, который вот-вот выйдет в  коридор,  — его  имя, профессия и  даты жизни проецируются на  стену «закулисья».

Когда точки зрения меняются, зритель соотносит имя  и  лицо и  понимает, кто  именно из  персонажей не  любит выносить мусор, а  кто  ссорится на  коммунальной кухне из-за сгоревших котлет на  плите.

В  своих интервью режиссёр, он  же  автор пьесы Дмитрий Волкострелов говорит, что  в  спектакле нет  фабулы, сплошная импровизация. Это  верно и  в  то  же  время неверно, как  говорится, «в точности до  наоборот»: «Коридор»  — это  в  первую очередь о  людях, и  его  персонажи и  есть его  содержание, а  что  касается фабулы, то  она, хоть и  нелинейная и  неповествовательная, но  есть, причём выстроена железно и  строго выверена, действие, состоящее из  множества микроэпизодов, которые длятся буквально секунды и  сменяют друг друга в  головокружительном темпе, синхронизировано с  ювелирной точностью.

Говорят, что  Волкострелов чертил графики, составлял схемы и  таблицы, чтобы чётко выстроить это, на  первый взгляд, хаотичное движение, в  котором, как  в  машине Голдберга, стоит «упасть» одной детали, как  всё рассып­лется.

Динамика, многофигурность, калейдоскопичность, сложная повествовательная конструкция спектакля заставляют зрителя на  протяжении полутора часов наблюдать за  жизнью коридора, в  котором практически ничего не  происходит, и  не  заскучать. Впрочем, какая уж  тут  скука: это  же  комедия! Шестеро актёров, занятых в  спектакле, блестяще и  очень тонко комикуют, создавая слегка  — только слегка!  — гротескные микропортреты таких узнаваемых, таких повседневных героев: милиционера, водопроводчика, гопника, старой девы, стервы-домохозяйки, сумасбродной девушки… Чтобы во  всех этих личностях разобраться, зритель может самостоятельно пройти по  QR-коду (карточки с  ним  разложены на  зрительских сиденьях) и  прочитать список героев.

Актёров шестеро, а  персонажей  — 36, и  у  каждого есть биография. Это  такой мегаСтаниславский: чтобы появиться перед зрителем на  считаные секунды, актёр должен внутренне прожить целую жизнь. Точнее, шесть жизней. Выдающийся профессионализм показывают молодые лидеры труппы: Алексей Корсуков, Марат Мударисов, Кристина Мударисова, Анастасия Панова, Люся Прохоренко, Степан Сопко.

Жизнь коридора, на  первом плане состоящая из  очень частных историй, в  результате их  суммирования оказывается микропроекцией жизни России. Важно время действия: это,

условно говоря, советское время  — то  тридцатые годы, то  пятидесятые, то  девяностые… Что-то меняется, но  что-то остаётся неизменным в  этом вечном советском коридоре. Например, радио: вернейшая примета ХХ  века, оно  сопровождает действие спектакля, как  сопровождало всю  жизнь советского человека с  утра до  вечера, то  и  дело посылая сигналы точного времени.

То  ли  люди, то  ли… машины

«Серёжа очень тупой»  — одно из  самых популяр­ных названий современного российского театра, автор этой пьесы Дмитрий Данилов  — современный российский драматург номер один. Где  и  как  только «Серёжу…» не  ставили! Но, думается, версия Театра-Театра  — из  числа самых оригинальных. Это  опера. Её написал и  сам  поставил на  сцене композитор Владимир Раннев, и  это  огромный челлендж для  театра и  труппы.

«Серёжа очень тупой» (16+)  — второй опыт Театра-Театра в  этом жанре, первой была «Антигона» (16+) Ольги Шайдуллиной, в  которой актёры труппы выступили отважно, взявшись за  сложные даже для  профессиональных певцов вокальные партии. «Серёжа…» не  проще, а  может, и  сложнее: здесь кроме очень непростой мелодической основы автором предусмотрены разнообразные вокальные стили и  краски: петь надо то  «как машина», то  «как угрюмый админ в  свитере с  оленями», то  народным вокалом, в  котором требуется не  только стилистическая специфика, но  и  особая техническая оснащённость певца.

В  общем, в  «Серёже…», как  и  положено в  «настоящей» опере, вокальные краски являются главными характеристиками персонажей.

В  качестве «оркестра» выступают 77  предметов бытовой техники  — от  холодильника до  вентилятора. Раннев сочинил свою партитуру именно для  этих «инструментов» и  электроники: музыка исполняется «вживую»  — механизмы-инструменты вступают под  воздействием хитрой системы реле, впрочем, электроника здесь настолько мощная, что  механические «солисты» здесь скорее для  создания антуража, музыкальная основа всё же  электронная.

Эта  партитура  — этапное произведение в  главной теме творчества Раннева  — исследования звуковой среды современного города. Звуковая среда «Серёжи…» во  многом выросла из  перформанса «Рабочий посёлок. Детали», который был  показан 19  декабря 2021 года в  реальном Рабочем посёлке в  Мотовилихе. Звуки бытовых приборов в  этом перформансе создавали ощущение городской повседневности, уютного ретро; здесь же, в  Театре-Театре, у  них  другая функция: Раннев исследует «машинизированную» жизнь современного горожанина, в  которой механизмы и  цифровые технологии вытесняют природу, а  зачастую и  самих людей.

Люди, машины  — в  этом спектакле и  не  разберёшь, кто  где. Трое курьеров, которые приносят главному герою  — «админу» Серёже  — загадочную посылку, не  вполне люди, скорее, функции. Впрочем, эти  метафизические персонажи (Владимир Котляревский, Степан Сопко и  Юлия Никитина) совмещают в  себе многие сущности: они  вызывают очевидные ассоциации с  Троицей (пожилой отец, юный сын  и  девушка-дух) и  в  то  же  время играют роль адских искусителей.

Сцена из спектакля «Серёжа очень тупой»
  Никита Чунтомов

Серёжа в  исполнении Никиты Курицына выглядит на  фоне курьеров контрастно живым и  по-человечески растерянным при  столкновении с  непонятным, неведомым.

В  версии Владимира Раннева пьеса лишается прописанного драматургом финала. Это  очень спорное решение. В  своих интервью Раннев говорит, что  захотел лишить «Серёжу…» хеппи-энда; где  он  нашёл в  пьесе хеппи-энд, не  очень понятно: в  той  части, которую автор пермского спектакля удалил, как  раз  происходит нечто непоправимое. Впрочем, хотя Раннев и  не  заставил Серёжу совершать необратимые действия, прописанные драматургом, но  ощущение непоправимой трагедии в  спектакле остаётся. Серёжа уходит, а  его  жена Маша  — одна на  сцене и  поёт «Песню о  старом ноже» группы «Братья Тузловы», которую Раннев оригинально аранжировал; эта  песня становится главной «арией», которая в  «настоящей» опере, конечно же, необходима; а  от  открытого финала веет безысходностью.

В  отличие от  пьесы, в  этом спектакле песня о  ноже звучит дважды, её текст  — важный ключ к  пониманию бытового абсурда, который царит в  мире «Серёжи…»; а  вокал Дарьи Копыловой очень украшает спектакль. Невозможно не  упомянуть вокального коуча Арину Звереву, её работа выше всяких похвал.

***

Честно говоря, хотелось включить в  этот обзор ещё пару названий, однако спектакли «Сцены-Молот» требуют столь обстоятельного разговора, что  газетный формат не  выдерживает. Эти  спектакли  — не  такие, чтобы отмахнуться, сказать «ничего не  понял» и  забыть. Их  смелость и  глубина буквально заставляют думать о  них  снова и  снова.

Юлия Баталина

Новости соседних регионов по теме:

Премьеру покажут в декабре Александр Сидоренко ставит новый спектакль в Театре равных Фото: Татьяна ПОДЪЯБЛОНСКАЯ.
15:20 07.08.2024 Комсомольская Правда - Воронеж
6 августа в Тульском академическом театре драмы перед началом сезона состоялся сбор труппы и первая репетиция спектакля «Пиковая дама» (18+) по одноименному произведению Александра Пушкина.
15:11 07.08.2024 Молодой коммунар - Тула
В Новороссийске 20 августа стартует международный фестиваль «Театральная гавань» с участием театров из Норвегии и Азербайджана (6+) Оргкомитет международного фестиваля «Театральная гавань» анонсировал шестое ежегодное
15:10 07.08.2024 Yuga.Ru - Краснодар
7 августа свой день рождения отмечает Илья Спинов. Заслуженный артист Республики Крым и Севастополя, популярный актёр театра и кино, любимец публики, роли которого запоминаются зрителям разных поколений.
11:32 07.08.2024 Вести.Севастополь - Севастополь
16 августа на сцене частного самарского театра "Место действия" будет представлен спектакль "Маленький принц" (6+).
11:01 07.08.2024 Волга Ньюс - Самара
В Тульском академическом театре драмы прошёл первый сбор труппы, посвящённый предстоящей премьере мистической истории А. С. Пушкина «Пиковая дама».
20:00 06.08.2024 ГТРК - Тула
В Тамбовском театре кукол после летнего отдыха состоялся сбор труппы. Директор Валерий Беляев и главный режиссер Иван Карпов поделились планами на 91-й театральный сезон.
09:50 06.08.2024 OnlineTambov.Ru - Тамбов
У нас отличные новости!  Эскизы для декораций нашего спектакля «Волшебник Изумрудного города» уже утверждены, и они просто потрясающие!
10:02 06.08.2024 ЦДК г. Белово - Белово
Фото:Baikal-daily.ru В Русском драматическом готовятся к премьере новой пьесы В Бурятии поставят спектакль по пьесе современного драматурга из г. Владивосток Николая Пинчука.
22:20 05.08.2024 ИА Байкал-Daily - Улан-Удэ
Фото:Baikal-daily.ru В Русском драматическом готовятся к премьере новой пьесы В Бурятии поставят спектакль по пьесе современного драматурга из г. Владивосток Николая Пинчука.
21:50 05.08.2024 ИА Байкал-Daily - Улан-Удэ
После летних каникул первым распахнет свои двери перед зрителями Камерный театр.
10:30 05.08.2024 Управление культуры - Челябинск
 
По теме
  Финиширует Николай Ронжин Настоящий праздник спорта для активных людей с инвалидностью состоялся в начале августа на пермском стадионе «Динамо».
С началом учебного года в Центральной библиотеке стартовали мероприятия со школьниками.
Буквально вчерашнее мошенничество - Газета Новости Кунгурского края  Кунгурским городским судом 03.09.2024 осужден житель Кунгурского муниципального округа за хищение денежных средств в сумме 400 000 рублей у пожилой жительницы Кунгура.
Газета Новости Кунгурского края